Павел Ливинский и разворовывание ПАО «Россети»

08 января 2021 г., 10:00:00   1062   0

Павел Ливинский и разворовывание ПАО «Россети»

Много внимания привлекают скандалы с участием ПАО «Россети», которое возглавляет 38-летний уроженец Челябинска Павел Ливинский. 

Это почти сатирический персонаж отечественного бомонда: когда Ливинский был руководителем департамента ЖКХ в правительстве Москвы под Сергеем Собяниным, то вынужденно задекларировал личную собственность. 32 квартиры общей площадью на несколько тысяч квадратных метров! Куда ему столько, недоумевали представители общественности и специалисты по противодействию коррупции. Весной 2018 года, накануне переназначения Владимиром Путиным состава правительства, участились сообщения, что Ливинский может занять в кабмине кресло министра энергетики, сменив хорошо зарекомендовавшего себя Александра Новака. Многие облегчённо вздохнули, узнав, что Паше-энергетику всё-таки не доверили Минэнерго. 

Наверное, Ливинскому хотелось в федеральную власть – ближе к приватизационным процессам. Неслучайно шла активная зачистка медийного негатива о «многоквартирнике» — Павле Анатольевиче. Как отмечают аналитики редакции «Компромат-Урал», на сайте «Общей газеты» (ОГ) выходил материал под заголовком «Очередная гулянка за бюджетные деньги», в котором деятельность Павла Ливинского подвергалась жёсткой критике. Однако вскоре материал исчез с сайта-первоисточника. Ссылка, по которой изначально открывалась статья о Ливинском, стала выдавать отвлечённую рутинную заметку о том, как «британские депутаты хотят раскрыть офшорные активы состоятельных россиян». 

Что было в удалённом тексте, вызвавшем раздражение гендиректора «Россетей»? Сообщалось, что «он (Ливинский – прим. «Компромат-Урал») погулял на славу», выдав из корпоративного бюджета почти 30 миллионов рублей, хотя компания несёт убытки. Впрочем, лично он получает большие деньги, а помогают ему в этом и Сергей Собянин, и Анатолий Чубайс. При этом ещё в 2013-м году Путин «рекомендовал» госкомпаниям проводить корпоративы за счет своих сотрудников, а не за бюджетные средства — такой была реакция президента на известие о том, что «РЖД» собралось потратить на свой корпоратив около 50 млн рублей! Путин Ливинскому оказался не указ? 

Как выглядит схема освоения денег государственной энергокомпании на роскошную попойку? СМИ обращали внимание на то, что госзакупки для корпоратива по документам проведены спустя два дня после мероприятия: празднование с помпой состоялось еще 4 апреля, лоты на его обеспечение появились на сайте госзакупок 5-го, а были закрыты 6-го апреля. Организатором закупки выступало ФГБУК «Государственный Кремлевский Дворец». После этого издание «Сноб» заявило, что руководитель ФГБУК Петр Шаболтай мог получать «конверты» за выступления артистов в ГКД. Постфактум были выставлены следующие лоты: на участие в церемонии Ивана Урганта (3,7 млн рублей); на участие Яны Чуриковой (1,05 млн рублей) — оба ведущих действительно вели церемонию за сутки до появления госзакупки. Там же отметился Олег Газманов. Кроме этого был выставлен заказ на изготовление фотозон (566 тыс. рублей) и бланков приглашений и конвертов (145 тыс. рублей – по сути, за макулатуру). Все закупки «Россети» оплатили «единственному поставщику». 

У редакции «Компромат-Урал» есть данные, что господин Ливинский вольготно воспринимает разграничение личного и казённого. Так, в 2011-2013 годах Паша-энергетик возглавлял «Объединённую энергетическую компанию», учреждённую и контролируемую властями Москвы. И одновременно – являлся индивидуальным предпринимателем (ОГРНИП 310774622101104), зарегистрированным в Красносельском районе столицы. Сидел припеваючи на двух стульях: личном, предпринимательском и городском, государственном. И никого: ни прокуратуру, ни ФСБ, про Собянина вообще молчим, — не смущал, как минимум, потенциальный конфликт интересов? 

Теперь ловкач Ливинский командует крупнейшим государственным акционерным предприятием – ПАО «Россети». Что происходит в этой монополии? Редакция «Компромат-Урал» в дальнейших публикациях будет раскрывать эти и другие вопросы. 

Возглавляемые Ливинским «Российские сети» имеют гарантированный денежный поток, т.к. электроэнергия нужна всем. О порочности экономики ПАО «Россети» недавно сообщали наши коллеги из издания «Профиль». Текст так и назван – «Свет и тени в бизнесе «Россетей». Редакция «Компромат-Урал» цитирует материал: 

«Естественная монополия хочет решить свои проблемы за счет крупных предприятий, что создает риски для всей российской экономики. 

До конца октября должны быть подготовлены проекты ведомственных нормативных актов, необходимых для перевода в практическую плоскость очередной реформы в сфере электроэнергетики. Инициатива исходит от Минэнерго и «Россетей» и предполагает серьезное изменение сетевых тарифов. Пакет предложений правительство одобрило несколько недель назад, несмотря на то, что они вызвали неоднозначную реакцию у независимых экспертов и участников рынка. 

Среди самых спорных инициатив – поэтапное повышение в течение 7 лет в 1,5 раза тарифов для крупных предприятий, которые являются прямыми потребителями магистральных сетей. В результате у ведущих российских компаний возрастут издержки: по некоторым оценкам, примерно на 2,5 млрд рублей в год. У Минэнерго был и вариант «Б», согласно которому тариф мог быть повышен сразу на 98%, и тогда цена вопроса для бизнеса была бы существенно выше – более 38 млрд рублей в год. 

Руководство «Россетей» и чиновники профильного министерства доказывают справедливый характер реформы. По их словам, основная нагрузка ляжет на крупный бизнес. Зато в плюсе останутся малые и средние предприятия, для которых средний чек по оплате электроэнергии должен снизиться. Эксперты ставят расчеты под сомнение, напоминая, что большие компании, безусловно, учтут дополнительные издержки в конечную стоимость своих товаров и услуг. Таким образом, реформу, по факту, сполна оплатят все без исключения потребители. 

По чужим счетам 

Реакция бизнеса была изначально негативной. Компании СИБУР, «Русал», НЛМК, «Металлоинвест», Evraz, группа ГАЗ, и «Северсталь» призвали правительство не менять сетевые тарифы. На том основании, что реформа поставит в тяжелое положение отдельные производства и целые отрасли – химическую, металлургическую, машиностроительную. Причем многие предприятия сегодня находятся под жестким давлением американских санкций. 

Попытка «Россетей» решить свои проблемы за счет крупных потребителей может дорого обойтись всей российской экономике, предупреждает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «Безусловно, реформа сетевых тарифов обернется издержками. На первый взгляд, все выглядит красиво – снижается нагрузка на субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ), которые с большим трудом выживают в существующих экономических условиях. Однако большие компании недовольны дискриминацией»… 

Крупный бизнес — это не бездонный мешок, который готов просто так отдавать все больше денег за электроэнергию. Его положение в связи с внешним геополитическим давлением нельзя считать устойчивым, говорит Андриевский. Достаточно вспомнить «Русал». Крупнейший потребитель электроэнергии в стране недавно попал под санкции и лишился зарубежных рынков сбыта. «В результате финансовых потерь возникли чувствительные негативные последствия для сотен тысяч граждан, которые проживают в городах, напрямую связанных с производством алюминия. Компании пришлось заняться сокращениями сотрудников, заморозить бюджет на решение социальных проблем», — подчеркнул эксперт. 

Увеличение финансовой нагрузки на крупный бизнес в этой ситуации неизбежно вызовет негативные последствия и для мелкого бизнеса, и для населения, уверен Андриевский. Он не исключает, что наряду с внедрением социальных норм на электричество для населения может возникнуть тенденция на снижение энергопотребления, что не лучшим образом отразится на доходах и генерирующих компаний, и «Россетей». Динамика и без того достаточно тревожная. Так, в 2017 году рост потребления электроэнергии составил скромные 1,7%, в текущем году ожидается на уровне 1,6%. Это – свидетельство слабости экономики, подчеркнул Андриевский. 

«Ситуация с менеджментом компании отличается свойственной для российского госуправления непрозрачностью. Согласно МСФО, «Россети» показали в 2017 году прибыль, зато по РСБУ – убыток, что стало формальным поводом отказаться от выплаты дивидендов. Степень износа сетей достигает 70%, и эта проблема стоит остро много лет. Дочерние структуры «Россетей» не раз попадали в коррупционные скандалы, а Счетную палату РФ просили проверить факты по проведению роскошного корпоратива «Россетей» в Кремле — продолжил эксперт. 

По словам Андриевского, в настоящее время обсуждается программа «цифровизации» электросетевого комплекса страны. Сомнений в том, что задача должна быть решена, нет. Сомнения в другом – каких затрат потребует реализация программы. В «Россетях» говорят о 1,3-1,4 трлн рублей, уверяя, что финансовая нагрузка на потребителя не вырастет. Однако больше доверия вызывают оценки общественных организаций. В частности, Объединение промышленных потребителей предупредило, что модернизация энергомощностей и сетевого хозяйства приведет к росту тарифов на электроэнергию в ближайшие 5 лет в 1,5 раза, что превысит уровень инфляции, подытожил Андриевский. 

За ценой не постоим? 

В настоящее тариф для региональных потребителей в 4 раза выше, чем для клиентов Федеральной сетевой компании (ФСК) – крупных предприятий. Готовящаяся реформа предполагает устранение неравенства. Она позволит сохранить низкие тарифы для населения и оказать поддержку предприятиям МСБ, для которых рост расходов был бы более болезненным, считает руководитель управления рейтингов корпоративного сектора Национального Рейтингового Агентства (НРА) Кирилл Кукушкин. 

В сложившейся ситуации иного варианта решения задачи нет, признает он. «Проблема назрела давно. Электросетевому комплексу требуются средства для обновления основных фондов. В условиях, когда «Россети» уже практически исчерпали внутренние резервы, финансирование модернизация электросетевого оборудования неизбежно ложится на плечи потребителей в виде повышения тарифов», — заявил Кукушкин. 

К аналогичному выводу приходит и старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, сегодня повышение тарифов — единственный вариант для «Россетей» привлечь финансовые средства на модернизацию и замену сетей. И хотя рост цен на электроэнергию для крупных промышленных предприятий должен быть постепенным, что смягчит негативные последствия реформы, дополнительные издержки обязательно отразятся на цене конечного продукта. 

Доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков готов оспорить тезис, что в России недорогая электроэнергия. Если сопоставить ее стоимость с доходами населения (по паритету покупательской способности), то окажется, что тарифы для домохозяйств у нас выше, чем в США. «Тарифы для коммерческих потребителей (4,83 цента за кВт.ч.) и промышленных предприятий (1,96 цента за кВт.ч.) у нас ниже американских, но с учетом паритета покупательской способности они сопоставимы с тарифами в Турции, Швеции, Канаде, Вьетнаме и Китае. С учетом грядущего повышения российские тарифы на электричество для коммерческих потребителей окажутся выше, чем в Китае, Турции, Вьетнаме и вплотную приблизятся к тарифам в Швеции и Канаде», — напоминает экономист. 

Логика сетевых компаний понятна – им нужно проводить модернизацию мощностей, обеспечивать транспортировку получаемой энергии на тысячи километров. Но с точки зрения промышленных потребителей, расходы на закупаемую энергию — статья издержек, увеличение которых ведет к сокращению нераспределенной прибыли, продолжил Ицаков. Между тем из этого источника происходит рефинансирование средств в развитие предприятия. Чем выше размер нераспределенной прибыли, тем больше у бизнеса возможностей для маневра ценами в условиях обострения конкуренции на рынках. Удорожание энергоносители объективно снижает конкурентоспособность российских промышленных предприятий.

 

Повышение сетевых тарифов планируется постепенным, а значит, у компаний будет время для внутренней оптимизации процессов. В любом случае это потребует солидных расходов на первом этапе, значит, конкурентоспособность промышленного сектора России начнет снижаться, отметил эксперт. «Политический вопрос заключается в следующем — какая сфера народного хозяйства для нас сейчас более важная: тяжелая промышленность или электроэнергетика? Если принять во внимание все новые санкции и закрытие рынка технологий, то развитие промышленного сектора явно выглядит более приоритетной задачей», — сказал Ицаков. Он считает, что, снижая инвестиционную привлекательность промышленного производства, Россия рискует столкнуться с дефицитом промтоваров в перспективе ближайших 4-5 лет. 

Кадровый просчет 

Сомнительная реформа сетевых тарифов, которая не решает существующих проблем, зато создает новые, связана с именем главы «Россетей» Павла Ливинского и его команды, в которой есть достаточно одиозные персоны. Несколько месяцев назад директором департамента тарифной политики был назначен Павел Гребцов, который несколько лет назад был фигурантом уголовного дела о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ). 

По версии следствия, Гребцов, в 2010–2011 годах работавший в МОЭСК под началом Ливинского главой управления стратегического планирования и тарифообразования, со своим заместителем Сергеем Сасимом завышали энерготарифы. В результате потребителям был нанесен ущерб в размере потребителям был нанесен ущерб более чем на 23,2 млрд рублей.

Уголовное дело до суда не дошло, поскольку следствие пришло к неожиданному выводу, якобы Гребцов и Сасим не воровали, а химичили с тарифами, чтобы получать премии и дивиденды. Причем действовали они «по указанию неустановленных лиц из числа руководства акционерного общества». И вот теперь Гребцов продвигает изменения системы сетевых тарифов уже в масштабах страны. 

Эксперты ставят под сомнение не только кадровые решения Ливинского, но и его способность руководить естественной монополией. Он возглавил компанию в сентябре прошлого года, пообещав повысить капитализацию в 5-7 раз — с 224 млрд до 1-1,5 трлн рублей. Но не преуспел в этом — вместо роста стоимости акций за 10 месяцев они обесценились почти на треть — до 160,1 млрд рублей. Реакция рынка была предсказуемой после отказа выплачивать дивиденды акционерам за прошлый год, на том основании, что убыток «Россетей» по итогам 2017-го составил 13,2 млрд рублей. 

Провалились и попытки Ливинского увеличить капитализацию компании посредством механического наращивания активов. Правительство отвергло планы присоединения к «Россетям» АО «Системный оператор» и Дальневосточной распределительной сетевой компании (ДРСК). Результат закономерен — Ливинский не смог представить внятные финансово-экономические и технические расчеты, доказывающие целесообразность своих инициатив. 

В начале текущего года в Белом доме забраковали проект цифровизации «Россетей». Причина – неумеренные аппетиты Ливинского, запросившего на проект астрономическую сумму в 1,3 трлн рублей. Это практически сопоставимо с финансированием программы цифровизации всей экономики РФ, на которую до 2030 планируется направить 1,5 трлн рублей. Впрочем, нынешний глава «Россетей» не привык мелочиться, и бюджетных денег ему принципиально не жалко…».

Источник: Все новости от

Читайте еще

Популярные новости

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте