Китайцы - учиться, а наши - работать: Украинцы заполонили рабочий рынок ЕС

26 ноября 2017 г., 18:12:00   909   0

Китайцы - учиться, а наши - работать: Украинцы заполонили рабочий рынок ЕС

Евростат опубликовал любопытную статистику. Она касается демографических и миграционных процессов в ЕС. Один из разделов посвящен такой теме, как выдача видов на жительство в странах Евросоюза.

По итогам 2016 года, Украина оказалась на почетном "первом" месте: из 3,35 млн разрешений 589 тысяч или 18% приходится на нашу страну. Достаточно сказать, что мы далеко обошли охваченную тотальной войной Сирию, которая испытала ужасающие бомбовые удары и химические атаки. В 2016 году лишь 348 тысяч сирийцев получили вид на жительство в ЕС. Далеко позади нас такие страны, как Китай (196 тыс.) и Турция (67 тыс.), которые в массовом сознании до сих пор считаются основными поставщиками мигрантов на европейский рынок труда

Юбилей событий Евромайдана, а также свежие данные Евростата позволяют под иным ракурсом взглянуть на достижения последних нескольких лет, а также на те задачи, которые правительству Украины придется решать в ближайшее время. Речь идет о реальных проблемах, а не о мифическом ВВП, которое обещают повысить, но не в следующем году, а немного погодя. Но даже такие долгосрочные обещания не радуют изобилием: нам предлагают подрастать на уровне 3-5% в год и то при наиболее благоприятных раскладах: если все будет благополучно на внешних сырьевых рынках, если США не перейдет к политике дорогого доллара, если не будет политической дестабилизации. Много "если". К сожалению, сам показатель ВВП в Украине излишне политизирован. Самое печальное, что данный показатель никак не коррелируется в умах украинцев с их реальным уровнем жизни.

Как показало исследование, опубликованное в журнале Nature (Энрико Джованнини, Роберт Костанца и Ида Кубижевски), классический показатель ВВП в полной мере уже не отражает существующие реалии мировой экономики. Например, человек, который ездит на работу на машине, по такому методу вносит больший вклад в экономику, чем тот, кто ходит на службу пешком… Ведь первый в отличие от второго, пользуется услугами СТО, покупает бензин, ездит на автомойку: значит, от его образа жизни зависит трудоустройство десятков людей. Как показывает практика, показатель ВВП – это абсолютизированная, возведенная в фетиш валовая выручка. Кстати, в корпоративном бизнесе никто не оценивает успешность предприятия по данным валового дохода: применяется либо показатель прибыли (в частности EBITDA), либо капитализация (рыночная стоимость) компании. Существующий ныне показатель ВВП был обоснован нобелевским лауреатом, экономистом из США Саймоном Кузнецом (житель Киева, Ровно, студент Харькова, между прочим). Но, как сказал в свое время сенатор Роберт Кеннеди, ВВП "подсчитывает все, за исключением вещей, которые делают жизнь достойной того, чтобы ее прожить". По мнению Джозефа Стиглица, ВВП не показывает главного – уровня социального расслоения (неравенства в обществе). Поэтому этот показатель выгоден лишь крупным корпорациям и государству, так как отвечает целям абсолютизации уровня стоимости массы товаров и услуг, производимой в той или иной стране. Единственным показателем успешности страны по Стиглицу является медианный доход (то есть уровень дохода человека, стоящего в центре списка распределения доходов). Это, так сказать, человек из середины штатного расписания. Ученые, опубликовавшие исследование в журнале Nature, предложили использовать композитный показатель "индекс истинного прогресса" (GPI), куда включили, кроме экономических показателей, параметры загрязнения окружающей среды, уровень преступности и т. д. В общем, все то, что принято называть качеством жизни. 

Все это говорит о том, что, несмотря на необходимость определения долгосрочных макроэкономических целей для узкого круга инвесторов, общество нуждается в обозначении совершенно иных параметров будущей жизни. Например, уровня налогообложения, размера средней заработной платы, социального пакета, курса национальной валюты, инфляции. И такое восприятие будет продолжаться, пока население не почувствует рост ВВП в своих карманах. Ведь масло на бутерброде может быть толще и при росте на 5%, даже если сравнивать с более высокими темпами увеличения валового продукта. Главное правильно распределить.

Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) пытается даже рассчитывать по странам так называемый индекс лучшей жизни. Как это работает на практике, украинцы могут ощутить при пересечении пограничного пункта пропуска "Краковец": оказываясь на территории ЕС, они сразу начинают понимать, что здесь жить лучше. Во всяком случае работать. 

 
112.ua 

Евростат опубликовал любопытную статистику. Она касается демографических и миграционных процессов в ЕС. Один из разделов посвящен такой теме, как выдача видов на жительство в странах Евросоюза. По итогам 2016 года, Украина оказалась на почетном "первом" месте: из 3,35 млн разрешений 589 тысяч или 18% приходится на нашу страну. Достаточно сказать, что мы далеко обошли охваченную тотальной войной Сирию, которая испытала ужасающие бомбовые удары и химические атаки. В 2016 году лишь 348 тысяч сирийцев получили вид на жительство в ЕС. Далеко позади нас такие страны, как Китай (196 тыс.) и Турция (67 тыс.), которые в массовом сознании до сих пор считаются основными поставщиками мигрантов на европейский рынок труда.

"Украинцы – работать, китайцы – учиться, марокканцы – по семейным обстоятельствам" - так аналитики Евростата обозначили основной миграционный тренд прошлого года. 

 
112.ua 

Это подтверждает и распределение выданных украинцам разрешений по видам деятельности. В заявлении на предоставление "европейской прописки" 83% украинцев указали, что их цель – работа в странах ЕС, 6% - семейные причины, 4% - образование и 7% - другие жизненные обстоятельства. Таким образом, перед нами масштабный трудовой исход украинцев в Европу, только уезжают они не из "плена египетского", а из собственного дома. Если к этим показателям добавить сезонных рабочих и нелегалов, то получится вообще печальная картина. Как-то превратно в нашей стране интерпретировали понятие европейской интеграции. Чересчур прямолинейно, я бы сказал... Тем более что, как показывают указанные выше данные, учиться в ЕС хотят лишь 25,8 тыс. украинцев. То есть речь идет о "потерянном поколении", ведь если сезонные рабочие возвращаются после заработков домой, то люди, собравшие все необходимые документы, пробившие сопротивление европейской бюрократии и получившие в ЕС долгосрочный вид на жительство, вряд ли в обозримом будущем вернутся в Украину.

Именно этим фактом и объясняется непроведение в Украине переписи населения, которая откладывается из года в год: ведь по самым скромным оценкам она покажет уровень падения численности населения до 35-38 млн человек (точную цифру не берутся назвать даже ученые-демографы). Хотя здесь заложен ключевой парадокс нашего государственного менеджмента: любая реформа, будь то пенсионная, медицинская или административная, предполагает, что у тебя на столе лежит точное экономико-техническое обоснование, и численность населения здесь играет ключевую роль. Как можно прогнозировать количество пенсионеров или субсидиантов коммунальных услуг, если ты даже не знаешь, сколько человек живет в твоей стране? 

 
112.ua 

Наша статистика показывает падение экономически активного населения в возрасте 15-70 лет с 20,8 млн в 2013 году до 17,9 млн в 2016-м, то есть на 2,9 млн человек. Занятое население за этот же период сократилось с 19,3 млн до 16,2 млн человек или на 3 млн, что говорит еще и о росте безработицы. 

 
112.ua 

Но наиболее катастрофическая ситуация наблюдается в сегменте штатных работников, ведь именно эта категория является ключевым структурным элементом трудовых ресурсов страны и базовым - плательщиков подоходного налога и единого социального взноса, благодаря которым формируется основная часть местных бюджетов и ресурсная база Пенсионного фонда. Количество среднесписочного штатного персонала сократилось на 1,8 млн человек с 9,7 млн до 7,86 млн, что является следствием как потери части Донбасса, так и общей тенденции деиндустриализации национальной экономики.

В связи с этим попытки усилить в Украине налоговые сборы, увеличить доходы бюджета, ускорить темпы роста ВВП напоминают не совсем здоровые наклонности доить корову, которая оказалась перед последней чертой буквально на расстоянии одного копыта. Как показывает статистика, доить скоро уже будет некого.

Если в ближайшее время ситуация не будет кардинально изменена, Украина рискует лишиться своего основного конкурентного преимущества в системе мирового распределения труда – дешевой и квалифицированной рабочей силы. А других преимуществ у нас, к сожалению, не осталось. Вымывание "середины" может привести к тому, что призывы экспертов к правительству относительно создания новых рабочих мест будут выглядеть как злая и неуместная шутка: рабочих мест будет в избытке, но их просто некем будет заполнить. Зато свои конкурентные преимущества получат поляки, экономическое чудо которых не в последнюю очередь обеспечено украинскими трудовыми мигрантами.

Уже сейчас очевидно, что такой индикатор, как минимальная заработная плата, не оказывает воздействия на экономику, ведь минимальная зарплата дворника и токаря пятого разряда – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Поэтому в ближайшее время необходимо переходить на установление минимальной почасовой оплаты труда согласно классификатора основных профессий. То есть у основных рабочих специальностей должны быть свои трудовые коэффициенты, которые будут умножаться на базовую почасовую ставку оплаты труда. Это поможет создать систему более объективного перераспределения доходов в зависимости от того, какие специальности наиболее востребованы на рынке. Пока же у нас бал правит уравниловка и примитивный управленческий совок.

Кроме того, уже в ближайшие годы необходимо решить проблему неэффективной системы распределения общественного дохода и снизить уровень неравенства в обществе. Пока же номинальный рост заработных плат (минимальной и средней), заложенный в бюджете на 2018 год, будет практически полностью нивелирован плановой девальвацией гривны по отношению к доллару. 

 
112.ua 

Если курс гривны опустится в следующем году до отметки 30,1 грн/долл., то реальный рост минимальной зарплаты в 2018 году составит всего 5 долл., а средней – 24 долл. С таким ростом трудовых доходов удержать потоки трудовой миграции не удастся.

Все это говорит о том, что главной задачей любого правительства в Украине является вырезание метастаз рентной экономики, которая концентрирует весь общественный финансовый поток в пяти-десяти точках распределения среди круга допущенных к дележу "семей" и создание адекватной системы перераспределения доходов на рынке труда. Только это остановит "обезлюднивание" нашей страны, которая скоро будет напоминать город из известной сказки, из которого уехали все взрослые, оставив детей одних.

Алексей Кущ

Источник: Все новости от

Читайте еще

Популярные новости

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте