Процесс над Януковичем: допрос Воронченко и Мамчура

27 декабря 2017 г., 18:14:00   1127   0

Процесс над Януковичем: допрос Воронченко и Мамчура

Сегодня, 27 декабря, в Оболонском районном суде Киева состоялось 25-е заседание по сути в деле о госизмене и пособничестве ведению войны беглого президента Виктора Януковича. Суд допросил народного депутата Украины Юлия Мамчура, командующего ВМС Украины Игоря Воронченко и еще двух свидетелей.

Цензор.НЕТ вел текстовую онлайн-трансляцию этого процесса.

17:58  По окончанию заседания в комментарии журналистам адвокат Сердюк заявил: "Военные не сделали ничего, чтобы защитить нашу землю и наши военные части. Для этого есть несколько причин и одна из них - преступное бездействие военного руководства".

"Мамчур подтвердил факт госпереворота. Он сообщил, что пограничники планировали 22 и 23 февраля задержать еще действующего президента", - подчеркнул защитник, добавив, что "Крым был умышленно сдан теми людьми, которые взяли на себя руководство страной".

17:50  Зашли судьи.

"Суд дал возможность стороне защиты успокоиться. Есть ли еще у прокурора свидетель?" - спрашивает судья.

Прокурор Крым говорит, что есть Андрей Сенченко, но поскольку допрос большой, просит перенести его на завтра на 10 утра.

Судья объявляет перерыв до 10 утра 28 декабря.

17:38  Защита просит поставить еще одно видео.

Это видео свадьбы, которая праздновалась в "Бельбеке" 22 марта.

Там Мамчур поздравляет молодоженов и приглашает всех к столу.

"Какое это имеет отношение к делу", - спрашивает судья.

Сердюк говорит, что это было 22 марта. И уже через несколько часов был штурм.

"Я понимаю, что свадьба это счастье. Какая была агрессия такая страшная со стороны России, что вы праздновали свадьбу на территории военной части?" - спрашивает Сердюк.

Мамчур говорит, что это свадьба была.

"Жених, кстати, погиб защищая родину около Авдеевки. Говорит, что поздно узнал, что у них была роспись намечена. И что это был последний день, и что в этот день будет захват части. Поэтому я принял решение поздравить их", - говрит Мамчур.

"Мне жаль, что настоящие бойцы, которые пошли защищать, а не в народные депутаты...", - говорит Сердюк.

Судья прерывает допрос и говорит, что видит, что у защиты нет вопросов.

Объявляется 10-минутный перерыв.

17:28  Смотрят следующее видео.

Адвокат: Вы подтверждаете, что 99 процентов населения Севастополя не поддерживало украинскую власть?

Мамчур объясняет, что речь идет о той части Севастополя, где он был.

Сердюк спрашивает, почему "вам, как представителю правящей партии, не помешало применить военную артиллерию и военную авиацию в Луганске?"

Суд делает очередное предупреждение адвокату и говорит, что данный вопрос не касается дела.

17:20  "А когда вам Петр Алексеевич предложил стать народным депутатом?" - спрашивает Сердюк Мамчура.

Судья снимает вопрос.

Начинают смотреть интервью с Татьяной Даниленко.

В этом иниервью Мамчур говорит, что сил было достаточно, чтобы освободить административные здания, но не было приказа.

Он утверждает, что его часть была готова, а что происходило с другими частями не знает.

На вопрос, от кого ожидал приказ, говорит, что от Тенюха.

"Правда, что когда вы приняли часть, в готовности защищать страну был лишь один?" - спрашивает Сердюк.

"Нет. Неправда. Больше чем один, это точно", - отвечает Мамчур.

17:13  Просят включить интервью с Татьяной Даниленко на "5 канале".

Перед этим Сердюк, задает вопрос по предыдущему видео: "Не считаете ли вы предательством народа невыполнение этого ультиматума и слова офицера?"

Прокурор протестует.

"Считаю, что я свой долг выполнил. И мне не в чем сомневаться", - говорит Мамчур, напоминая, что перед российскими военными стояло гражданское население и применение оружия могло привести к жертвам.

"Почему вы тогда пошли во власть, которой ставили ультиматум?" - спрашивает Сердюк.

Судья снимает вопрос.

17:06  Включают следующее видео, на котором Мамчур обращается к украинским властям с просьбой принять решение о дальнейших действиях военных в Крыму.

Защита спрашивает, к кому именно обращался Мамчур.

Он говорит, что обращался к министру Тенюху после его выступления на заседании Верховной Рады.

Адвокат спрашивает, почему не применялось оружие на поражение.

Судья говорит, что свидетель уже отвечал на этот вопрос и просит задавать следующий.

16:58  Адвокат Сердюк кричит, что свидетель не защитил территориальную целостность Украины.

Прокурор просит, чтоб судья сделал замечание адвокату и обратился в органы самоуправления адвокатов.

"Стыдно за вас!" - говорит Кравченко Сердюку.

"Стыдно за вас! Вы срываете процесс!" - отвечает Сердюк.

"Не будьте клоуном!" - кричит Сердюку прокурор Кравченко.

Судья выносит очередное предупреждение адвокату Сердюку и сновапредупреждает, что суд будет вынужден реагировать.

Судья Девятко просит прощения у свидетелей и объясняет, что суд должен давать возможность адвокату реализовывать защиту.

Защита продолжает допрос.

16:40  Перерыв закончился. Допрос стороны защиты начинается с просмотра видео.

В интервью телеканалу "Интер" Мамчур говорит, что письменного приказа от Турчинова не было.

Мамчур, посмотрев интервью заявляет, что ему не стыдно ни за себя, ни за своих подчиненных: "У меня такое ощущение, что меня обвиняют, а не Януковича".

16:35  "Такое ощущение, что здесь судят не Януковича, а меня", - сказал в перерыве журналисту Цензор.НЕТ Юлий Мамчур.

16:25  Прокурор повторяет свой вопрос.

Агрессия началась с 20 февраля 2014 года, говорит Мамчур, когда российский спецназ направили в трюмах в Крым и добавляет, что никаких приказов от Януковича ему не поступало.

Прокуроры спрашивают о приказах Генштаба.

Мамчур говорит, что с 27 февраля часть была переведена в полную боевую готовность. Утром прилетел на самолете министр Лебедев, его встречал начальник Генштаба Ильин. Они отправились в Севастополь. И только после он узнал из СМИ, что Ильин заболел и попал в больницу в Севастополе.

Ни с кем из руководства больше связаться Мамчур не смог. Только с Елисеевым, который по его словам был "невминяем".

По его словам, с 22 февраля были предприняты некие действия пограничниками: они готовились задержать Януковича, однако борт не прилетел.

Прокурор: Была ли угроза жизни и здоровью Януковича?

Свидетель: Нет, не было.

"Письмо Януковича привело к агрессии, легитимизировало действия России. Его обращение к Путину содействовало оккупации", - говорит Мамчур, комментируя послание беглого президента к Путину.

Объявляется перерыв на 10 минут, чтобы прокуроры смогли посмотреть ролик, который хотела показать защита.

16:15  "Известно ли вам, какие действия предпринимал тогда обвиняемый Янукович", - спрашивает прокурор.

Адвокат Сердюк начинает кричать, что Янукович не является обвиняемым: "Вы не вручили ему обвинение!"

"Виктор Федорович сам подписал УПК, по которому мы сейчас работаем. Там сказано, что обвиняемым лицо является тогда, когда обвинительный акт поступает в суд. Он поступил. Точка", - поясняет судья Девятко.

"Категорически не согласен", - говорит Сердюк.

16:13  "22 марта мы узнали, что к части подъезжает УАЗик с тремя полковниками", - говорит Мамчур, добавляя, что это были два военных РФ, которых он знал, а один, вероятно, из спецслужб.

По его словам, они требовали сдаться. Военные отказались. И в 16:45 начался штурм. Сначала шло гражданское население, с детьми, потом казаки, потом т.н. самооборона, а за ними уже военные. БТРом снесли забор вокруг военной части.

"Оружие мы не применили, потому что было много гражданских и детей", - вспоминает Мамчур.

Около 20:00 российский военный предложил Мамчуру встречу с Витко, на которую он согласился. По его словам, за ним приехала машина. Его забрали фактически на гаупивахту, где держали трое с половиной суток, затем вывезли на Чонгар и передали пограничникам.

Мамчур говорит, что в плену его не били. Проводили беседы, предлагали перейти на сторону России.

"Я им отказал, встреча на этом прекратилась. А потом на протяжении двух суток мне просто не давали спать. Часовой постоянно стучал в дверь. Это было психологическое давленмн", - рассказывает Мамчур.

Он подчеркивает, что украинским военным россияне постоянно предлагали перейти на сторону РФ. Говорит, что у него вышло более 230-ти военных и гражданских - около 38 процентов от состава.

По его словам, сейчас видно, что это была масштабная спецоперация по захвату Крыма.

16:02  Военные РФ были за территорией части, а также занимали гражданскую часть аэропорта "Бельбек", продолжил Мамчур.

По его словам, 28 февраля ко взлету готовились два экипажа. После перехвата этих переговоров, россияне прорвались вооруженные на взлетно-посадочную полосу и перекрыли ее.

Информацию об этом он передал всем, но приняла ее только военная прокуратура.

В аэропорту появились снайперские и пулеметные точки россиян, сообщает Мамчур и добавляет, что 1 марта он инициировал встречу с "народным мэром Севастополя" Чалым, а тот сказал, что "Крым возвращается в Россию".

"Я понял, что разговаривать с ним бесполезно, человек неадекватен, и вернулся в часть", - продолжает Мамчур.

После этого, по словам свидетеля, на протяжении нескольких дней под частью собирались люди с российскими флагами, после чего к 3 марта стали приезжать военные ЧФ РФ и требовать снять украинский флаг.

После отказа украинских военных, продолжает он, приехали люди в зеленой форме без опознавательных знаков с автоматами, пулеметами, огнеметами.

"Мы предупредили, что будем использовать оружие на поражение. Они покинули объект через 20 минут словесной перепалки и не возвращались до 22 марта", - говорит Мамчур.

15:48  Вызывают следующего свидетеля - Юлия Мамчура.

Адвокат Сердюк просит до начала допроса посмотреть видеоролик с интервью Мамчура.

Судья говорит, что эти материалы не были открыты стороне обвинения. К тому же свидетелю будут задавать вопросы лично. Видео смотреть отказываются и приглашают свидетеля.

Процесс над Януковичем: допрос Воронченко и Мамчура. СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ 01

Он был командиром воинской части А-4515 в Крыму, в подчинении которой был аэродром "Бельбек".

"Тогдашний президент Янукович прилетал несколько раз на аэродром "Бельбек", где я его встречал. Знаком. Никаких конфликтных ситуаций не было", - сказал перед началом допроса Мамчур, после чего присягнул говорить правду.

По его словам, в феврале 2014 года он нес боевое дежурство в связи с Олимпиадой в Сочи.

Он рассказывает, как к части прибыли военные без опознавательныз знаков, но с российским акцентом. Также с ними приехали КамАЗы и "Уралы".

Вплоть до 22 марта, говорит Мамчур, он был командиром воинской части аэродрома "Бельбек". 27 февраля приехали российские военные, стали блокировать. Говорили, что сюда переместился "Правый сектор" и экстремисты. Мамчур сказал им, что ничего подобного нет.

15:36  Адвокат: Что стало поводом для того, чтобы люди стали блокировать части?

Свидетель: Вы подвели меня к одному воспоминанию. Еще в январе у нас в Севастополе появилось много мужчин до 35 лет, спортивного телосложения. Они абсолютно не знали города. Вели себя безобразно. И потом эти люди блокировали военные части. Эти люди появились в конце января - начале февраля. Конкретно наш штаб блокировали эти люди. Эти люди были привезены в Крым. У них был специфический говор. А на первых этапах, потом уже появились отряды самообороны. Там уже были и местные, и вот эти приезжие. Там и наши пенсионеры были, которые в ЧФ служили. Эти люди были потом одеты в форму зеленых человечков!

Адвокат продолжает расспрашивать, что стало причиной начала захватов.

"Я не работаю в институте стратегических исследований, не готова отвечать", - говорит Каналюк.

По ее квалификации, все события подпадали под антитеррористическюу операцию, и тут действовать должна была СБУ, а не военные.

Адвокат: Почему военные не выполнили приказ Турчинова касательно защиты воинских частей?

Свидетель: Я не буду отвечать на этот вопрос. Письменный приказ я хотела бы увидеть. Устный приказ был дан уже перед референдумом во время видеоконференции. Даже не знаю, был ли это приказ.

15:28  Далее Каналюк рассказывает о совещании, которое проводил Ильин.

Было и другое совещание - с Березовским, Ильиным, Витко, говорит Каналюк, добавляя, что она там также присутствовала.

По ее словам, Витко говорил, что получает приказы из Москвы. Ильин жестко сказал, что командование ЧФ неправильно ведет себя и нарушает законодательство, на что Витко сказал, что передаст позицию Ильина своему руководству в РФ.

Защита спрашивает, давал ли Ильин приказ привести войска в полную боевую готовность 27 февраля.

Свидетель говорит, что такой сигнал был.

"Приказ - это четкий документ. А был сигнал!" - подчеркивает Каналюк и добавляет, что военные получили оружие.

Адвокат: Почему в тот же день Ильина сняли с должности начальника Генштаба?

Свидетель: Я не знаю.

А: Кто дал команду снять полную боевую готовность?

С: Не знаю. Приходило из Генштаба. Подозреваю, что это мог быть Воробьев.

А: Вы говорили, что было дано указание МВД блокировать колонны, которые начали перемещаться по Крыму. МВД не заблокировали?

С: Мы не обращались с целью заблокировать. Мы, я лично, обращались по нескольким вопросам - навести порядок возле воинских частей, убрать мирное население, которое агрессивно себя ведет. На это дежурные мне ответили: обращайтесь к командованию Черноморского флота РФ.

А: Это подчиненные Авакова вам уже так отвечали?

С: Это провокационный вопрос! Это было 25 число, наверное. Мы связывались с СБУ. Мы с ними работали каждый день. И где-то к началу марта они уже подняли российский флаг.

А: Они уже находились под руководством Наливвйченко?

С: Это провокационный вопрос.

Судья снимает вопрос.

А: По вашему мнению, верховный главнокомандующий должен нести ответственность за своих подчиненных? За людей, которых он назначает?

С: Президент является верховным главнокомандующим.

А: Березовского назначил Турчинов. Он предал. Должен Турчинов нести ответственность перед народом Украины за его предательство?

Прокурор протестует.

Судья говорит, что адвокат сможет задать эти вопросы Наливайченко и Турчинову, когда их будут допрашивать.

15:18  Защита спрашивает, приходили ли ответы от руководства государства.

Мне отвечали, что в МИДе проверят информацию, чтобы сформировать ноту протеста, - говорит Каналюк.

"Ильин был назначен (начальником Генштаба - ред.) 19 февраля. Он прилетел на самолете Министерства обороны в "Бельбек", с ним были представители Генштаба. Всего где-то 7 человек было. Как говорил лично мне Ильин, ему приказ дал Замана - он тогда был уполномоченным президента Украины. И Замана передал приказ, чтобы Ильин ехал в Крым", - рассказала она.

Защита: Правильно ли я понимаю, что Замана передал приказ. А это был приказ Турчинова.

Каналюк: Не знаю.

З: Мог ли начальник Генштаба на самолете Минобороны самолично сбежать в Крым из Киева?

К: Нет, я так не считаю.

15:10  К допросу свидетеля переходят адвокаты и спрашивают о данных разведки.

"Разведданные имеют определенную классификацию достоверности. Какая была у этих данных?" - задает вопрос Сердюк.

Свидетель говорит, что не знает, и это не в ее компетенции.

"Источники вам никто не назовет, у нас есть целое управление разведки", - говорит Каналюк.

Адвокаты спрашивают, какие приказы поступали после 27.02.2014.

"Каждый день мы делали доклад о нарушениях РФ, о перемещении техники. Обо все этом докладывали через начальника Генштаба Министерству иностранных дел", - говорит свидетель.

15:06  "Почему-то прокурор не задает вопросы, почему не были защищены воинские части", - перебивает рассказ адвокат Сердюк.

О письме Януковича Путину Каналюк говорит, что узнала о нем из соцсетей и телевизора.

Прокурор спрашивает, видела ли она, как подписывалось письмо и как передавалось.

"Прокурор, это не ваши вопросы!" - говорит судья.

"Повлияло ли это письмо на вас лично и других военных?" - спрашивает прокурор.

Адвокат протестует, мотивируя тем, что свидетель услышал о письме из соцсетей и ТВ.

Свидетель: "На меня никак не повлияло".

15:01  "В 5 утра 19 марта подогнали технику. Я не была на передовой, была в своем корпусе. Машинами снесли забор и пошли гражданские люди. Даже с детьми пошли. Я лично видела женщин с детьми. И было совсем не понятно. Потом поняла, что это действие других организаций. После пошли казаки. Потом пошел спецназ РФ", - говорит Каналюк.

Она рассказала, что ее заблокировали и поставили охранять двух спецназовцев. Как поняла свидетель, это были дагестанцы и они не скрывали, что представляют российский спецназ. Они были с оружием.

"Увезли командующего. Продержав 5 часов, выпустили, когда штаб уже был взят", - сообщила она, добавив, что все части брал российский спецназ и морская пехота.

14:55  Прокурор: "Подбивали ли эти люди не выполнять приказы действующего командования ВМС Украины".

"Да. Потому что они считали, что власть в Киеве нелегитимна", - говорит Каналюк, добавляя, что каждый раз эти представители требовали сдать оружие и ставили новые сроки, а также угрожали силовым захватом в случае, если оружие сдано не будет.

"Мы их пытались вернуть в правовое русло. Объясняли, что они нарушают международное право, договор о пребывания ЧФ на территории Украины. И обо всех таких случаях сообщали высшему руководству", - рассказала она.

14:48  По ее словам, в штаб заходил первый заместитель министра обороны РФ генерал армии Панков, продолжает Каналюк. Это было 4 или 5 марта. До этого, когда только назначили Гайдука, в штаб приехали Чалый и Витко. С ними был Федотенков, вице-адмирал, заместитель главнокомандующего ВМС РФ. Также в штаб уже после "референдума" заходил Булгаков - еще один заместитель министра обороны РФ.

"Они все предлагали нам перейти на сторону России, в состав министерства обороны Крыма", - рассказала свидетель.

Она добавила, что их волновал вопрос неприменения оружия против мирного населения. Также, по ее словам, они говорили, что единственным президентом является Янукович.

14:35  Вызывают свидетеля Марину Каналюк - помощницу командующего ВМС Украины.

Процесс над Януковичем: допрос Воронченко и Мамчура. СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ 02

Она рассказывает, что в Крым стягивались российские военные и спецслужбы - эту информацию получали от разведки.

Свидетель говорит, что 27.02.2014 был захвачен крымский парламент, а параллельно блокировались военные части. Например, аэродром "Бельбек".

Каналюк утверждает, что в машинах военных находились вооруженные люди, а количество блокирубщих около "Бельбека" было около 250 человек.

Так, по ее словам, блокировали почти каждую часть, штаб ВМС. Количество представителей мирного населения начало расти. А с 22 марта мирное население стало носить признаки незаконного вооруженного формирования - они были без опознавательныз знаков и с оружием. Позже появились снайперские точки около штаба командования ВМС.

28 или 29 числа Березовский был уволен, потому что перешел на сторону России, и после этого обстановка ухудшилась, говорит Марина Каналюк.

"Сначала блокировали гражданские, потом представлялись самообороной. Потом это были зеленые человечки. И к концу месца - ВС РФ, у которых уже были опознавательные знаки. Во время разговоров одни говорили, что представляют Черноморский флот, другие, что - Псковскую дивизию", - говорит она.

14:25  Перерыв окончен.

В зале присутствуют все кроме адвокатов.

Процесс над Януковичем: допрос Воронченко и Мамчура. СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ 03

"Прошу прощения! Прокуроры забыли рассчитаться за обед, и мы были остановлены официантами. Говорят - эти же ребята с вами!", - говорит адвокат Сердюк, вернувшись в зал заседания.

Судьи делают предупреждения за неуважение к суду и говорят, что в следующий раз будут обращаться в органы адвокатской этики.

13:25  Свидетель говорит, что все самолеты были в состоянии боевой готовности.

После отставки Ильина, говорит адвокат, был приказ из Киева отменить полную боевую готовность. Кустанович говорит, что этот приказ был выполнен.

Защита спрашивает, усилило бы боеспособность введение, например, военного положения или АТО.

"Разрешите, я останусь при своем мнении. Какое оно? Оно мое!" - отвечает Кустанович.

Адвокат спрашивает, случился бы захват Крыма, если бы не произошла смена власти АРК.

"По моему мнению... (делает паузу)... это не связано", - говорит свидетель.

Объявляется перерыв до 14:20.

В перерыве адвокат Сердюк рассказывает, что летал в Россию в командировку и виделся там с Януковичем.

"Мы планируем собирать доказательства и свидетелей, которые расскажут, что тогда происходило в стране", - заявил Сердюк.

На вопрос журналистов, где именно встречался, в Москве или в Ростове, адвокат отвечать не стал. Он заявил, что Януковичу и в России небезопасно, поэтому говорить о месте встречи нежелательно.

13:15  Далее свидетель рассказывает о настроениях населения: "Отношения части с гражданским населением было лучше, чем могло быть. Были подшефные школы, совместные концерты и так далее. Поддержка населения была достаточно высокой".

"Откуда вы узнали, что изменился верховный главнокомандующий?" - спрашивает адвокат.

Кустанович говорит, что узнал об этом из телевизора, а также от командира.

Защита спрашивает какие именно меры предпринимались, чтобы не допустить захвата части.

Добавили освещение, доложил начальству, отвечает свидетель.

"В чем был смысл похода ваших коллег и командира? Что было после?", - спрашивает Сердюк.

Кустанович говорит, что это была попытка попасть в аэропорт "Бельбек".

13:10  "Мне как адвокату и гражданину не очень не понятно, вы видите то, что нужно защищать часть, к вам пришли с оружием, захватывают склад, выводят зенитную установку, что вы могли сделать?" - продолжает допрос Сердюк.

"Никто не мог предположить, что дойдет до такой крайности. Нужно выполнить все дипломатические и политические меры. Было же гражданское население", - говорит свидетель.

"Вы были готовы применить оружие?" - спрашивает Сердюк Кустановича и получает утвердительный ответ.

С: Получали ли вы или ваш командир такой приказ от высшего руководства государства?

К: Я не получал.

13:00  Адвокат спрашивает о том видео, которое записал Мамчур, где он требовал от высшего руководства страны письменной директивы и говорил, что готов был применять оружие на поражение.

Адвокат спрашивает, почему не применялось оружие.

Свидетель говорит, что вокруг были жилые дома, и могло пострадать гражданское население.

"А почему вы его в ближнем бою не использовали? На вас же напали?" - задает вопрос защита.

"Вокруг люди, гражданские лица!" - отвечает свидетель.

12:56  К допросу приступают адвокаты.

Спрашивают, сколько было оружия в военной части и какое. Свидетель говорит, что в основном это средства авиационного поражения, но подробно об оружии он говорить не имеет права.

Адвокаты ссылаются на интервью командира части Юлия Мамчура о том, где он рассказывает, что были автоматы, гранаты и так далее.

Свидетель говорит, что стрелкового орудия было немного и оно лежало на складе и добавляет, что у дежурных были пистолеты, автоматы были у часовых.

Защита спрашивает, должны ли часовые стрелять в условиях угрозы захвата объекта.

Свидетель говорит, что да, если при этом не пострадает гражданское население, и добавляет, что служащие этой части ни разу не открывали огонь. 

Кустанович уточняет, что часовые после окончания смены сдали орудие, а на охрану оружейного склада заступил командир части Мамчур и командир роты охраны - это было перед штурмом административной части.

Он предполагает, что тогда на руках у состава части было 30-50 единиц оружия: в основном это были ПМы, и несколько автоматов.

Командир части говорил и давал указания избегать провокаций, добавляет свидетель.

12:48  Кустанович говорит, что ему ничего неизвестно о том, как Янукович покидал страну.

Прокурор спрашивает, была ли угроза жизни Януковича на территории Бельбека.

"Мне об этом судить сложно", - отвечает свидетель. - " Принять мы его могли. Инфраструктура была готова".

Его спрашивают о том, планировался ли прилет.

"22 или 21 планировалось, что прилетит Янукович из Харькова. Недождавшись его, пришла команда "отбой", и стали работать в штатном режиме", - говорит Кустанович.

Прокурор спрашивает, могла ли отмена прилета быть связана с угрозой.

Свидетель говорит, что нет.

Кустанович говорит, что о письме Януковича Путину узнал из СМИ.

Прокурор: Какое значение имело это обращение?

Свидетель: Я с ним не ознакамливался. Мне судить сложно.

12:38  21 февраля, говорит свидетель, они заметили неизвестных военных. Было установлено, что вдоль аэродрома находилось 12 военных КамАЗов/"Уралов" и два БТРа.

Далее он рассказывает о блокировании и захвате части: как снесли забор и на полосу выехали КамАЗ и БТР, когда попытался взлететь самолет.

Это случилось 28 или 29 февраля, говорит Кустанович.

"С этого момента началось потихоньку проникновение этих лиц на элементы аэродрома. Они продвигались все ближе к летательным аппаратам. Командир части вел переговоры, ответы не получал, единственное, что сказали - забрать людей", - продолжил он.

По его словам, у военных были лишь пистолеты и штык-ножи, потому что они летчики. Поэтому, чтобы не допустить столкновений, у личного состава забрали и это оружие.

В начале марта, говорит Кустанович, после трех-пяти дней блокирования части гражданским населением и казаками был проведен штурм с использованием бронетехники и светошумовых гранат.

Командир и личный состав находились на административной территории, добавляет свидетель и говорит, что от них требовали перейти на сторону "вновь сформированной армии Крыма".

Он говорит, что командира захватили, забрали на некое собеседование.

"И после он уже не вернулся. Часть вышла из Крыма под командованием заместителя командира", - добавляет Кустанович.

Процесс над Януковичем: допрос Воронченко и Мамчура. СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ 04

12:28  Свидетель Кустанович рассказывает, что он в военной части А-4515 в Севастополе был начальником службы тыла. Это бригада военной авиации, в распоряжении которой аэродром Бельбек, добавляет он.

Кустанович рассказывает, что в конце февраля 2014 года стали появляться блокпосты и посты.

Его прерывают адвокаты Федоренко и Сердюк.

"Способствуем работе СМИ и открытости процесса", - говорит Сердюк и расставляет микрофоны различных каналов.

Процесс над Януковичем: допрос Воронченко и Мамчура. СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ 05

Судья делает ему замечание.

Продолжают допрос свидетеля.

Свидетель рассказывает, что в связи с Олимпиадой работа была переведена в режим повышенной бдительности из-за возможных терактов была.

"Обстановка вокруг аэродрома вызывала тревогу. Стали появляться блокпосты, некая самооборона. Было затруднено перемещение нашей техники. Были заблокированы въезде и выезды" - рассказывает Кустанович.

"Захватчики говорили, что блокируют, чтобы сюда не проникли "терористические элементы". Они не нарушали территорию военной части. Поэтому стояли и стояли", - говорит свидетель.

12:15  Перерыв окончен. Все вернулись в зал кроме адвоката Сердюка.

"Даже в зале слышно, что Сердюк дает интервью в коридоре. Это неуважение к суду!" - заявляет прокурор Кравченко.

Начинают допрос свидетеля Александра Кустановича, который отвечал за выпуск самолетов.

После дачи присяги прокуроры начинают допрос.

11:58  Отвечая на вопрос защиты, Воронченко говорит, что только небольшая часть населения помогала новым украинским властям, потому что тогда уже начала действовать российская пропаганда и "люди вставали с ног на голову". Но какая-то часть все же помогала, например, крымские татары.

На вопрос, почему три корабля не могли выйти из акватории судо-ремонтного завода, свидетель говорит, что не знает об этом.

На вопрос, кто после 22 февраля должен был ввести военное положение или АТО, Воронченко говорит: "Ответственные за это должностные лица".

"Не считаете ли вы себя предателем и пособником России?" - спрашивает адвокат Сердюк.

Суд снимает этот вопрос и объявляет перерыв.

 

 

11:54  Адвокат спрашивает о тех, кто перешел на сторону Россию - были ли они предателями, могли ли они защищать военные объекты.

"То, что отдать приказ применять оружие - это каждый командир знал. Но Россия готовилась с 2010 года, непосредственно с ноября 2013", - говорит Воронченко, добавляя, что силы РФ значительно превышали украинские.

Свидетель повторяет, что приказы Турчинова в письменном виде не получал, а каналы связи к тому времени были уже выведены из строя.

Он напоминает, что 13 марта получил поддельный приказ о сдаче оружия и добавляет, что готов на очную ставку с Яценюком.

Воронченко говорит, что военное положение должен был ввести еще президент Янукович, потому что у него наверняка была информация о планах России.

11:48  Сердюк цитирует показания свидетеля Яценюка, где он рассказывает как на селекторнлм совещании Турчинов дал приказ не сдавать части и применять оружие.

"Мы не услышали, почему военные не выполнили приказ", - говорит Сердюк, повторяя вопрос о том, почему были сданы объекты, военная техника и Крым.

"Самодеятельностью я заниматься не буду. Мне нужны четкие боевые задания. В кого стрелять? В гражданское население, которое стоит перед зелеными человечками?" - говорит Воронченко.

Адвокат говорит, что военные обязаны были защищать объект.

"Лично я не выполнил приказ, потому что был в плену", - продолжает Воронченко.

Адвокат говорит, что пленен он был позже.

"Если нет штурма, блокируется часть, кто должен деблокировать? Военная часть?" - спрашивает Воронченко.

"Почему вы видя захват и зная устав не применили оружие?" - повторяет вопрос адвокат.

В: Караульная служба была ликвидирована!

З: Почему лично вы не выполнили приказ и не дали такой же своим подчиненным?

В: У каждого командира части был свой план. И каждый должен был им руководствоваться.

11:42  "Какое решение и в какой форме принимались командирами в свяи с данными разведки? Какие вы получали приказы?" - продолжает допрос Сердюк.

"Я только получил приказ на приведение в боевую готовность", - отвечает Воронченко.

С: Были ли готовы применить оружие?

В: Был.

Воронченко говорит, что доложил Елисееву, что готов применить оружие: направить два танка и провести штурм захваченных зданий.

"Почему вы не выполнили приказ тогда так называемого и.о. Президента Турчинова применить оружие?" - спрашивает Сердюк.

"Это были разные даты. Я высказал предложение 27 февраля. Это могло бы изменить планы РФ. Деблокация этих зданий. После этого на территории АРК уже было столько российских военных!" - отвечает Воронченко.

Седюк говорит, что Воронченко должен был знать о таком приказе Турчинова.

Свидетель утверждает, что такого приказа Турчинова 27 февраля не было - он получил его где-то после 8 марта.

11:35  Адвокат утверждает, что Янукович был отстранен незаконно.

"Это важно, кому военные подчиняются. Завтра кто угодно может себя назвать президентом, а ему военные подчиняются!" - говорит Сердюк.

Прокурор протестует.

"Понимали ли вы, что отстарнение Януковича и назначение Турчинова противоречили Конституции?" - спрашивает Сердюк.

Судья Давятко говорит, что свидетель не был судьей Конституционного суда и поэтому не может отвечать на этот вопрос.

11:30  "Когда вы лично признали Турчинова и.о. Главнокомандующего и стали ему подчиняться?" - спрашивает адвокат Сердюк.

"Когда он принял обязанности и.о. Президента. Когда в ВР было проголосовано", - отвечает Воронченко.

11:25  Защита спрашивает, известно ли свидетелю, что Могилев давал приказ перекрыть перешеек, потому что едет "Правый сектор".

"Глава Верховной Рады Крыма сказал, что ничего не надо перекрывать, надо ехать в Москву", - отвечает Воронченко.

Далее адвокат спрашивает о захвате админзданий.

"Знаю, что подразделения Альфы в Крыму были готовы шутрмовтаь захваченные здания", - говорит командующий ВМСУ.

Защита спрашивает, почему не пошли на штурм.

"В АРК был создан антитеррористический центр. Была Альфа. Они должны были принять решение о штурме", - отвечает Воронченко.

Он подтверждает, что от Генштаба был приказ 27 февраля привести войска в боевую готовность, но части начали переходить на сторону врага.

Далее спрашивают, почему Ильин остался в Крыму.

Воронченко говорит, что не знает.

11:16  Воронченко говорит, что отправлял информацию о происходящем в Севастополь, но ответные приказы не получал.

Отвечая на вопросы адвокатов, он говорит, что были тренировки с командующим ВМС Ильиным до начала оккупации.

Адвокаты спрашивают, обсуждали ли с ним возможную эскалацию конфликта и какие он приказы давал тогда.

Свидетель говорит, что таких разговоров не было.

Защита: Были ли планы на случай эскалации?

Воронченко: Были.

З: Они были реализованы?

В: Нет. Не получал приказы.

Адвокат зачитывает информацию о том, что в январе 2014 года в Генштабе был разработан план по деэскалации конфликта - это показания одного из свидетелей, который еще не допрошен. Защита также спрашивает, знал ли свидетель, что в Крым были переброшены части ВДВ.

Свидетель говорит, что был осведомлен об учениях.

11:06  Начинается допрос свидетеля стороной защиты.

"Были вы лично свидетелем написания письма Януковичем", - спрашивает адвокат.

Нет, отвечает свидетель, добавляя, что не видел, как это письмо Янукович кому-то передавал, не присутствовал, когда его рассматривали в РФ, и оригинала не видел.

Далее выясняют от каких именно разведовательных частей Воронченко получал информацию.

Свидетель говорит, что может назвать лишь фамилию человека, от которого получал данные: "Я уже читал аналитику от сотрудника разведслужбы".

Адвокаты спрашивают, были ли в этой аналитической записке ссылки на источники информации. Воронченко говорит, что точно сказать не может, напоминая, что это разведданные и они подтверждены.

Прокуроры просят снять вопрос.

Адвокаты просят ответить, какая степень достоверности у этой информации.

Свидетель говорит, что не может ответить. Это аналитическая записка от разведки, перехваты разговоров и так далее, говорит он.

Начинается перепалка между прокурорами и адвокатом.

 

 

Адвокаты спрашивают Воронченко, кто дал приказ сложить оружие и почему военные, его подчиненные, ходили без оружия.

Свидетель говорит, что не знает.

11:02  Воронченко говорит, что военные возмутились, узнав о письме Януковича и спрашивает у Сердюка: "Вы вообще гражданин этой страны?"

Сердюк кричит, что он гражданин и поэтому возмущен тем, что военные не защищали страну.

Прокурор спрашивает, могли ли украинские военные отбить наступление России.

"Нет. Те мероприятия, которые проводились с 2010 года - расформировали командование, в 2012 у меня забрали функцию управления. Все сводилось к одному человеку - командующему ВМС. Я приказы отдавать не мог. Все было разрушено, и они этим воспользоваться", - отвечает Воронченко, добавляя, что людей было немного и далеко не все были в боевой готовности.

10:56  Прокурор спрашивает свидетеля еще раз, известно ли ему о действиях Януковича с целью прекратить агрессию.

"Я могу только сказать о Генштабе. Были проведены работы", - отвечает Воронченко, добавляя, что должны были приниматься превентивные меры, но никакие распоряжения и приказы ему лично не поступали.

Он говорит, что о письме Януковича Путину с просьбой ввести войска они узнали из телевизора, когда смотрели выступление постпреда РФ Чуркина на Совбезе ООН.

Прокурор спрашивает, какие последствия повлекло это письмо.

Адвокат протестует, заявляя, что свидетель обо всем узнал из телевизора, письма не видел, а вопрос прокурора - наводящий.

"Свидетель должен был страну защищать, а он смотрел интернет", - говорит Сердюк.

Судья Девятко говорит, что это оскорбление свидетеля, напоминая, что данный процесс уголовный, а не политический.

"Это действительно оскорбление всего украинского народа", - продолжает Сердюк.

10:48  Прокурор спрашивает о роли и действиях Януковича.

Адвокат Сердюк протестует: "В вопросе прокурора нет четкой даты".

"Принимались ли какие-то меры главнокомандующим до его самоустранения?" - спрашивает прокурор Максим Крым.

Сердюк говорит, что сначала свидетель должен сказать, когда по его мнению началась агрессия.

Воронченко отвечает на вопрос прокурора: "Если ко мне доходила информация о подготовке РФ в Краснодарском крае и Крыму, то к Главнокомандующему тоже доходила информация только гораздо более полная. В конце января они (россияне - ред.) стали брать под охрану свои объекты и несогласовано передвигаться по АРК!"

10:44  Воронченко говорит, что с 1 марта были перебиты все каналы связи в районе Гвардейского и работали только мобильные телефоны.

Далее рассказывает, как освободился из плена. На четвертый день его вызвали к Кубикову и сообщили, что депортируют: вывезли в наручниках и с мешком на голове на Чонгар, в сопровождении российских военных, сотрудников ФСБ и генерала Острикова.

Адвокат Сердюк заявляет, что свидетель ни разу не сказал, откуда он знает, что захват осуществлялся россиянами и на повышенных тонах заявляет, что военные должны защищать свои части.

"Российские военные провели аннексию на территории Украины", - говорит Воронченко.

10:40  "27 февраля получил информацию о захвате админзданий - Верховного Совета и Совета министров Крыма. Я прибыл в центр АТО, там были Могилев, Калачов, Радченко, Константинов, Балан. Это было где-то 06:30. Они смотрели видео захвата. Это были спецназ", - говорит Воронченко.

Судья спрашивает, откуда видео.

Воронченко говорит, что это видимо камеры наблюдения, и что данная запись была передана в СБУ.

Было принято решение, чтобы глава Совета министров пошел на переговоры, но его не послушали, продолжает он.

"Константинов собрал депутатов. Его не пускал Могилев. Он сказал, что должен там быть. И это было началом операции", - сообщает Воронченко, добовляя, что убежден в подготовке плана захвата здания заранее.

10:35  Воронченко говорит, что 12 марта ему прислали пакет: там за подписью Тенюха был приказ на сдачу оружия.

"Я знал подпись Тенюха. На пакете была печать. Там одна печать не соответствовала. Я доложил адмиралу Тенюху, он сказал, что таких приказов не отдавал", - рассказал он.

Потом поступил такой же приказ от адмирала Березовского, но в Генштабе сказали, что такого приказа не было.

"Они до последнего пытались меня склонить на свою сторону", - говорит Воронченко.

Многие военные к тому времени по разным причинам и под разными предлогами отказывалась выполнять приказы и переходили на сторону врага, добавляет он.

Саенко из Керчи перешел на сторону РФ, поднял флаг и призвал перейти, приводит один из примеров Воронченко.

Батальйон в Феодосии был взят штурмом, 36-я бригада, полковник Стороженко перешел на сторону врага, добавляет он.

"После плена мой заместитель полковник Игорь Мамчур перешел на сторону врага", - говорит Воронченко.

10:28  Воронченко говорит, что данные разведки к нему поступали после того, как их получало командование ВМС в Севастополе - Ильин, Елесеев, Шакуров.

Далее рассказывает о том, как блокировали его часть в Симферополе 2 марта 2014 года: "В первой линии стояли казаки. С Кубани. И гражданское население. Во второй линии - два БТРа, КамАЗ, это десантники из 76-й дивизии".

Он говорит, что они были вооружены и добавляет: "У меня одно здание было, два входа. Они заблокировали".

Воронченко утверждает, что 21 марта к нему пришли российские военные - генерал Турченюк и два полковника, которые предлагали перейти на их сторону. Получив отказ, они пришли на следующий день, 22 марта.

Он вышел на перегвооры и был взят в плен: "Вместо генерала вылетел спецназ, потом асфальт, мешок на голове, наручники".

Воронченко говорит, что все военные части были заблокированы, а Остриков, Галкин, Сердюков, Панков (руководство Вооруженных сил РФ) склоняли его и других военных к переходу на их сторону.

"Давили на семьи военных, которые жили за территорией части. Ночью приходили казаки, военные и выселяли их. Также предлагали материальные ценности. Мне предлагали квартиру в Ростове, должность. То же самое предлагали другим", - рассказал командующий ВМСУ.

10:18  Прокурор Кравченко спрашивает Воронченко о том, где служил и на какой должности.

Был заместителем командующего войск береговой охраны в звании полковника, а потом генерал-майором до февраля 2014, отвечает тот и рассказывает о том, чем занимался на этой должности.

Далее повествует о событиях марта-февраля 2014: еще в январе от разведчиков узнал, что готовится агрессия со стороны РФ.

Например, в Южном округе было 4 бригады быстрого реагирования, они были перевооружены, прошли подготовку, говорит Воронченко, добовляя, что потом эти бригады и блокировали украинские части.

Он рассказывает, что в ноябре 2013 топливо на российские базы поставляли не по заявкам, а гораздо больше и было видно, что россияне готовятся.

По его словам, в конце января стало известно, что на базе около Гвардейского (около Симферополя) размещены подразделения не с этой базы.

Во время захвата админзданий и военных объектов именно с этой базы выходил российский спецназ, говорит свидетель.

Воронченко располагал информацией о том, что по морю из Новороссийска перекидывался контингент в Севастополь и в другие части: это были подразделения ВС РФ, которые не базировались в Крыму.

10:10  Вызывают первого свидетеля - командующего ВМС Украины Игоря Воронченко.

Процесс над Януковичем: допрос Воронченко и Мамчура. СТЕНОГРАММА ЗАСЕДАНИЯ 06

Он начинает с того, что лично с Януковичем знаком не был.

На вопрос, есть ли у него личная неприязнь, Воронченко говорит: "Вопрос интересный. Гарант конституции, который покинул страну, и все, что мы имеем...".

Судья Девятко: "Ваш ответ понятен".

Воронченко присягает говорить правду и только правду.

10:08  В дело входит новый адвокат - Богдан Биленко.

10:06  Зашли судьи.

10:02  В зале суда уже присутствуют адвокаты Януковича Виталий Сердюк, Игорь Федоренко и Адриана Фозакош, а также прокуроры Руслан Кравченко и Максим Крым.

Напомним, что беглому экс-президенту Украины Виктору Януковичу инкриминируют три статьи Уголовного кодекса Украины: ч. 5 ст. 27 (государственная измена), ч. 2 ст. 437 (пособничество в ведении агрессивной войны); ч. 3 ст. 110 (пособничество в посягательстве на территориальную целостность и неприкосновенность Украины, повлекшее гибель людей или иные тяжкие последствия).

На позапрошлом заседании суд начал исследовать доказательства стороны защиты.

На 21-м заседании в качестве свидетелей были допрошены Арсений Яценюк и Арсен Аваков. Кроме того, по просьбе обвиняемого в процесс вернулись его платные адвокаты Виталий Сердюк, Игорь Федоренко и Адриана Фозакош. 

Ранее Янукович объявил, что не будет участвовать в судебном процессе по делу о государственной измене якобы из-за того, что итог данного процесса заранее предопределен, а также отозвал своих адвокатов. Обвиняемому государством был предоставлен бесплатный адвокат Виталий Мешечек.

Бесплатный адвокат беглого Януковича поддерживал ту же линию, что и платная защита: "Позиция предыдущих адвокатов правовая и правильная". Однако позже он заявил, что дело является слишком сложным, и 17 августа Оболонский райсуд Киева удовлетворил его самоотвод. 21 августа региональный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи в Киеве определил новым адвокатом Виктора Януковича в деле о государственной измене Максима Герасько.

На 7-м заседании суда 15 августа был допрошен экс-постпред Украины при ООН Юрий Сергеев, который присутствовал на заседании Совбеза ООН 3 марта 2014 года, где постпред РФ при ООН Виталий Чуркин показал фотокопию письма Януковича Путину с просьбой ввести войска в Украину. По его показаниям, письмо Януковича Путину было не только зачитано в ООН: Россия дала ему официальный статус. Также Сергеев отметил: "Подпись Януковича была под письмом к Путину о введении российских войск в Украину".

21 сентября на 10-м заседании по делу беглого экс-Президента Януковича суд начал рассматривать доказательства стороны обвинения.

На 16-м заседании, суд отстранил второго бесплатного адвоката Максима Герасько от участия в деле о госизмене Януковича из-за его "крайней непрофессиональности".

На 17-м заседании, 26 октября, Януковичу был предоставлен третий по счету бесплатный адвокат - Игорь Ляшенко. На ознакомление с материалами дела суд выделил ему время до 4 декабря.

Источник: Все новости от

Читайте еще

Популярные новости

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте