Были моменты, когда разным людям хунта казалась единственным способом борьбы с циничным монстром, ощетинившимся финансовым, силовым, медийным и административным ресурсами. Я же всегда говорила, что в нашей стране подобный сценарий невозможен: как только соберутся три человека для обсуждения подобного плана, то по завершении встречи один пойдет искать поддержку у силовиков, второй — «стучать» на Банковую, третий — в СБУ.

Такое мнение высказала главный редактор «Зеркала недели» Юлия Мостовая в статье для свежего выпуска еженедельника.

Со временем добавилась еще одна причина, по которой хунта выглядит лишь возможностью зря пролить кровь. Силовой захват власти предполагает смену головы, которая начнет отдавать иные команды властному телу. А в наши дни этого тела практически нет. Эффективный механизм власти разрушен бессистемностью, непрофессионализмом и жадностью. Непрекращающиеся «тыракты» обессмыслили государственную политику и сузколобили аппарат. Остеопороз государственного каркаса и кадровое малокровие — один из вызовов, на которые придется отвечать новой власти через год даже при условии мирной ее смены. В нынешних же условиях, случись Надежде Савченко реализовать свой безбашенный план, она не получила бы ничего кроме селфи на развалинах Верховной Рады и окончательного хаоса в стране.

Другое дело, что в нынешней ситуации Надежда Савченко — это не эксклюзивное явление, а просто одно из возможных его имен. Предсказуемое и логичное. Человек, показывавший средний палец российской власти из тюремной клетки, способен показать его и украинской. Агрессивная, смелая, невежественная. Ею даже управлять не нужно. Как каучуковой бомбой. Скорее всего, Савченко — искренна, но ее «запуск» — медвежья услуга стране.

Отношение украинского общества к увиденному на пленках СБУ—ГПУ каждая политическая сила пытается трактовать в свою пользу. На самом деле, нужно дождаться социологии и не обманываться комментариями в соцсетях и телеопросами. Ведь когда Фейсбук кипел негодованием от действий власти в отношении Саакашвили, закрытая социология Банковой показывала, что такую позицию разделяет лишь 1/5 населения страны. Вместе с тем, несомненно, — для части населения сценарий Савченко приемлем как очередная форма патернализма, простое решение всех проблем и «одна таблетка для похудения». Именно поэтому в стране, где оружие уже никто не закапывает и даже не поливает маслом, его — сколько угодно; в стране, где большинство людей власть не ненавидит, не боится, а презирает; где 90% не желают принимать участие в общественной жизни; где существуют частные армии; где созидание не в тренде — у Надежды Савченко вполне могут появиться подражатели. И совсем не факт, что их будет легко рассмотреть в свете телевизионных эфиров и ток-шоу. В обществе, где прежний водораздел на Запад и Восток сменила линия фронта между бедными и богатыми, между бесправными и безнаказанными, к сожалению, появятся те, кто соблазнится крайне ошибочным, но простым решением.

Наблюдая за тем, как спикеры власти в ВР после просмотра видео не только начали мазать Тимошенко в нашкодившую Надю, но и благодарить СБУ за предотвращенный теракт, хотелось сказать: «Отлично, Слизерин! Молодцы, Слизерин!».

Но разве стране пришлось бы смотреть это видео, если бы Служба безопасности Украины с самого постмайданного начала и все это время направляла свои возможности, ресурсы и усилия на безопасность Украины, а не на обогащение одного человека и дискредитацию его политических и бизнес-оппонентов? Контртеррористический праздник Василия Грицака лишь подсветил «демчовую» завесу над реальными приоритетами в деятельности спецслужбы. Но зато теперь Василий Сергеевич на коне: он принес Порошенко, затерявшемуся в полупризовых местах рейтинга кандидатов в президенты, шанс восстановить выгодное, утерянное позиционирование — «двое в «ящике» — я и Путин». Чем зримее внешняя угроза, чем массовее страх стать случайной жертвой теракта на не вовлеченной в войну территории, тем эффективнее происходит консолидация вокруг фигуры верховного главнокомандующего. События имени Савченко одним из последствий будут иметь попытку восстановить тезис о том, что единственная альтернатива Порошенко — это Путин. В первую очередь именно поэтому на фундаменте этих событий будет выстраиваться второй — российский — этаж.

Есть ли для этого основания? Вполне вероятно. Спецслужбы РФ всегда умели взнуздывать и получать нужный эффект как от своих радикалов, так и от наших. Надежда Викторовна, конечно, Маугли среди людей. Но кто сказал, что рядом с ней нет Багиры в очень трезвом уме и ясном сознании? Находящейся в постоянном контакте с питоном.

Четверговые события в Раде, прошедшие по предсказуемому сценарию и завершившиеся согласием на арест Надежды Савченко, имели лишь один элемент неожиданности — вслед за брифингом главы СБУ, с парламентской трибуны в Виктора Медведчука ткнул пальцем и генеральный прокурор. Неожиданность состоит не в том, что Медведчука могут подозревать в кукловодстве Савченко и игре на российской стороне. Неожиданность в том, что силовики впервые указали на фигуру, связанную с президентом Украины так же сильно, как сжиженный газ с цистернами, уголь с контрабандой, а нефтепродуктопровод с немалым баблом.

Все, что делает Медведчук в Украине и с Украиной, для Петра Порошенко не секрет с самого начала президентства. Да, собственно, друг Путина никогда и не таился. Что же произошло сейчас? Луценко и Грицак пустились берега? (Говорят, что оба силовика были настроены решительнее их патрона, сомневавшегося в целесообразности превращения Савченко в народную героиню.) Президенту нужна хоть какая-то победа? Путина хотят спровоцировать на действия, освежающие фактор внешней угрозы? Ответов на эти вопросы у меня нет. Но, надеюсь, президент просчитал последствия для государства лучше, чем в тот период, когда приближал к себе Виктора Медведчука так близко и основательно, что даже кустодиевские купчихи на картинах в президентском доме поднимали брови, удивляясь услышанному.

Чем закончится эта история — неведомо. Часть политикума считает, что очередные инфоповоды в скором времени смоют с ленты новостей и этот. Другие убеждены, что в воронку дела Савченко будут вовлекаться все новые имена, факты и цели. А пока Надежда Савченко без клетчатого одеяла, обмороков и затягивания судов объявила голодовку. Власть, в свою очередь, несмотря на без пяти минут теракт, продолжает жрать перспективы страны, лихорадочно запихиваясь лесом, налоговой полицией, четырьмя G… Но ни действия Савченко, ни действия власти не приближают Украину к решению ее проблем.