Два года Грибовецкой трагедии: виновных до сих пор нет

31 мая 2018 г., 22:27:00   1523   0

Два года Грибовецкой трагедии: виновных до сих пор нет

30 мая исполняется два года Грибовецкой трагедии. Тогда под завалами мусора на полигоне на Львовщине погибли четверо человек. Сделал Львов выводы из трагедии и что изменилось за два года, выяснял наш корреспондент.

«Самое сложное сейчас — это рассказывать детям о папе. Когда я говорю им, что он всегда рядом с нами — они не понимают, говорят: а где? Мы хотим к нему прижаться , обнять», — говорит Олеся Рыжая, жена спасателя Юрия Рыжего, который два года назад, как и еще двое пожарных и один работник коммунального предприятия «Збиранка», погибли под завалами мусора на Грибовецкой свалке, которая возле Львова. Несколько дней перед трагедией на свалке начался пожар. Спасатели приехали, чтобы в очередной раз потушить его, однако произошел сдвиг и их накрыла куча мусора.

Два года прошло, но Олеся до сих пор прокручивает в голове события того дня и пытается понять, почему так произошло. Она убеждена, что виноваты все: как львовские чиновники, которые эксплуатировали полигон, который давно должен был быть закрыт, так и руководство пожарных, которое не обратило внимание на риски. «Это халатность всех сторон. И я очень хочу, чтобы за это наказали виновных, чтобы больше такое не повторилось «, — говорит она. Также она признается, что сейчас ей тяжело. После смерти мужа все заботы о двух маленьких дочерей 2 и 5 лет — на ней самой. Справиться с потерей помогает семья. Кроме того, ей, как и вдовам других спасателей, львовская власть подарила по двухкомнатной квартире и выделила детям ежемесячные стипендии в размере 4 тысяч гривен.

За два года, прошедшие после трагедии, суд так и не наказал виновных. На скамье подсудимых оказались экс-директор коммунального предприятия «Збиранка», которое следило за свалкой, его заместитель и начальник мусорного полигона. Их обвиняют в служебной халатности, что привело к смерти четырех человек. Еще один обвиняемый — городской чиновник Юрий Голец, который возглавлял жилищно-коммунальное управление Львовского горсовета на момент трагедии. Ему также инкриминируют служебную халатность. Рассматривают и вину высшего руководства Львовского горсовета. А может эксплуатация полигона стала должностным преступлением, до сих пор выясняет прокуратура Тернопольской области. Туда дело передали, чтобы Львовскую областную прокуратуру не обвиняли в предвзятости.

И хотя расследование и суд длятся долго, судебные заседания постоянно переносятся, Олеся Рыжая верит, что виновные не избегут наказания, потому что дело — резонансное, и обещает, что жены погибших спасателей не дадут спустить дело на тормоза.

Но не спешат не только судьи. Городская власть Львова лишь полтора месяца назад представила проект нового мусороперерабатывающего завода. Все время после закрытия Грибовецкой свалки львовское мусор вывозят на полигоны других населенных пунктов. В прошлом году даже были конфликты, когда другие города отказывались от львовских отходов, но сейчас с ними договаривается облгосадминистрация. Так будет, пока во Львове не построят мусороперерабатывающий завод. Прогнозируют, что он появится через два года. Деньги на него дает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), который занимает 25 миллионов евро, и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), который даст 46 миллионов евро. Еще 10 миллионов город получит грант. Правда, часть из этих средств должна пойти на рекультивацию Грибовицкой свалки. Сейчас оно закрыто. И проект его рекультивации будет готов только осенью. По словам заместителя городского председателя Львова Сергея Бабака, проект был готов раньше, но его пришлось переделывать из-за того, что на полигоне произошел сдвиг.

Для нового завода выбрали технологию механико-биологической переработки. «При выборе технологии мы использовали положения национальной стратегии обращения с отходами. Еще мы учитывали стоимость тех технологий для населения и финансовую эффективность его эксплуатации», — рассказал на презентации завода разработчик проекта Кристофер Раунд. По его подсчетам, в результате переработки только 35 процентов отходов будет заховуватися на свалке.

Однако такой тип завода раскритиковали экологи. По словам эколога Международной благотворительной организации «Экология — Право -Человек» Аллы Войціховської, Львов вешает на себя ярмо, которое не поможет решить мусорную проблему. «Такого типа завод — это вчерашний день. Пример Польши показал, что такие технологии экономически и экологически неэффективные. Продукты их производства никому не нужны», — говорит эколог. На заводе, помимо выделения вторсырья, планируется изготовление технического компоста и RDF-топлива (отходов, которые при сжигании дают энергию). «Через специфику очистки компост, который хотят производить на заводе, будет испачкан. Ни один фермер не захочет его взять. Так же мы узнавали, что RDF-топливо не интересное цементным заводам, которых назвали разработчики проекта в качестве потенциальных клиентов», — говорит эколог. Поэтому, по ее предположениям, эти отходы с завода также будут отправлять на захоронение на полигон. Таким образом, вывозить на свалку будут большинство отходов, что, по мнению специалистки, не является улучшением для экологии области.

При этом места под мусорный полигон так и не нашли. Львовская облгосадминистрация предложила Львову несколько участков, одна из которых была на территории бывшего горно-химического предприятия «Сера». «Есть выводы ученых о том, что там не может быть мусорный полигон через специфику земельных почв», — объясняет Сергей Бабак. Несмотря на это, он убежден, что новый завод заработает, даже если за два года не найдут место под новую свалку. «Есть настоящие полигоны. А завод позволит уменьшить количество мусора, и если мы будем его еще и прессовать, то оно уменьшится в разы. О небольшое количество мусора договориться с полигонами по Украине на платной основе, думаю, не будет проблем», — продолжает Сергей Бабак.

Первый этап завода не требует сортировки отходов львовянами, поскольку разделять мусор будут на самом предприятии. Таким образом, у городской власти исчез стимул поощрять горожан сортировать отходы тщательнее. Хотя еще в прошлом году там пропагандировали идею ZeroWaste, которая должна была бы научить львовян сокращать продуцирования отходов до нуля. Мусорный кризис, которая должна была бы сделать львовяне первыми в Украине жителями, которые идеально сортируют отходы, наоборот, ухудшила ситуацию. «Если раньше на многих мусорных площадках стояли четыре контейнера на всеобщее мусор, стекло, бумагу и пластик, то в прошлом году, чтобы упростить вывоз, некоторые перевозчики мусора сократили контейнеры до двух: на вторсырье и смешанные отходы, таким образом, уменьшив любую охоту у львовян сортировать отходы», — говорит Алла Войциховская.

Но в горсовете оправдывают перевозчиков отходов. «Нет необходимости в дополнительных раздельных контейнерах. Вы же видите, что бумагу или стекло выгребают бездомные. Для перевозчиков остается только пластик и смешанные отходы», — говорит Сергей Бабак. В то же время второй этап работы мусороперерабатывающего комплекса предусматривает автоматизацию, поэтому раздельная сортировка львовянами отходов-таки потребуется. Но в мэрии про такую далекую перспективу не думают, поэтому сейчас для этого предусмотрели лишь информирование. «Мы будем проводить просветительские мероприятия, клеить наклейки. Но это не сделается за год-два. Культуру обращения с отходами меняют годами», — считает Сергей Бабак.

Источник: Все новости от

Читайте еще

Популярные новости

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте