Одесский припортовый завод, как жертва борьбы с коррупцией. Часть 1

18 января 2019 г., 20:31:00   1362   0

Одесский припортовый завод, как жертва борьбы с коррупцией. Часть 1

Украинская политическая система, особенно в последние годы, нередко воспринимается как полностью зависимая от иностранных центров влияния.

Однако такой взгляд является довольно поверхностным. Ведь при ближайшем рассмотрении можно увидеть напряженную борьбу между двумя группами влияния. Первая – это традиционные местные олигархические группы, контролирующие политическую и экономическую власть в стране и вторая — международные финансовые организации и их представители внутри страны. Одним из наиболее показательных примеров этой борьбы, а также тех последствий, которые она влечет для экономики, является история конфликта вокруг приватизации Одесского припортового завода. В данной статье мы предлагаем рассмотреть события последних лет, которые поставили предприятие на грань гибели.

В декабре 2018 Хозяйственный суд Одесской области издал судебный приказ о принудительном взыскании с Одесского припортового завода 440 миллионов гривен в пользу государственного ЧАО «Укртрансгаз». Речь идет о споре между двумя государственными компаниями в ходе, которого «Укртрансгаз» обвинил одесский завод в неоплате 39 млн. кубометров природного газа, потребленного предприятием в первом полугодии. Решение об оплате столь значительной для нынешнего состояния завода суммы с большой вероятностью приведет к скорому аресту счетов и имущества завода. Так крупнейшее химическое предприятие страны оказалось в тяжелейшем положении за всю историю своего существования.

Почему же Одесский припортовый завод сегодня оказался на грани гибели?

"Укртрансгаз" УНИАН

Наследие старой власти

Кризисы и скандалы, связанные с Одесским припортовым заводом, стали настолько привычным явлением, что уже воспринимаются как должное. ОПЗ является одним из крупнейших украинских предприятий в сфере химического производства и при этом все еще остается в государственной собственности. Основная продукция завода – аммиак, карбамид и жидкий азот, которые широко используются в промышленности и сельском хозяйстве. Отдельно завод специализируется на перегрузке в морской транспорт жидкого аммиака, поступающего из России по аммиакопроводу Тольятти-Одесса. Основным сырьем для производства продукции является природный газ. При полной загрузке предприятие расходует более миллиарда кубометров газа в год. Естественно, что зависимость от газа, как от сырья, порождает и значительную зависимость от изменения цен на этот ресурс, но еще большую зависимость от систематичности его поставок.

Традиционные схемы заработка на работе госпредприятий — контролировать поставки сырья, перепродавая его предприятию при помощи посредника, либо контролировать продажу готовой продукции создав посредника между заводом и потребителем, покупая дешевле рыночной цены и продавая дороже. Аналогичный принцип работы со стороны допущенных к процессу бизнес-групп много лет практиковался и на ОПЗ. В период президентства Януковича поставки газа и распределение продукции осуществляла компания Ostchem Holding, принадлежащая Дмитрию Фирташу, она и обеспечивала непрерывность техпроцессов. С падением старой власти естественно встал вопрос, кто же займет место структур Фирташа.

Украинский олигарх Дмитрий Фирташ. etcetera.media

Летом 2014 завод пытался перейти на прямые закупки газа у немецкого концерна E.ON, однако уже осенью правительство запретило приобретать крупным промышленным предприятиям страны газ у кого-либо, кроме «Нафтогаза». Да и денег для самостоятельных закупок у ОПЗ не хватало. Недостаток оборотных средств делал завод зависимым от помощи со стороны структур Фирташа, кроме того, накопились долги перед Ostchem Holding. Поэтому Кабмин пролоббировал выделение заводу кредита от «Ощадбанка» на сумму в 5 млрд. гривен. На эти средства в конце 2014 — первой половине 2015 предприятие закупило у "Нафтогаза" более 700 миллионов кубометров газа. Такое решение правительства позволило вывести предприятие из работы в старых схемах для того, чтобы начать создавать собственные.

НАК "Нефтегаз Украины" УНИАН

Схемы по-новому

После того как снова была обеспечена стабильная работа ОПЗ, началось выстраивание системы посредников по поставкам сырья. Компании, близкие к тогдашнему премьеру Арсению Яценюку и губернатору Днепропетровской области Игорю Коломойскому, смогли построить свои сырьевые схемы раньше всех. Еще в мае 2014 года губернатором Одесской области был назначен Игорь Палица один из руководителей контролируемого Коломойским предприятия «Укрнафта». А весной 2015 года главой наблюдательного совета ОПЗ стал Сергей Перелома — первый заместитель председателя правления НАК «Нафтогаз». Перелома является человеком близким к Николаю Мартыненко, который в свою очередь специализировался на организации энергетических схем еще со времен Виктора Ющенко (Мартыненко практический бессменный глава комитета Верховной Рады по вопросам энергетики). В последние десять лет Мартыненко являлся соратником Арсения Яценюка. К июлю 2015 благодаря усилиям Переломы и Палицы удалось добиться заключения контракта на поставку газа на завод из ресурсов «Укрнафты» через контролируемую группой «Приват» компанию «Энергоальянс». В течение следующих пары месяцев по этой схеме на ОПЗ было поставлено почти 200 миллионов кубометров газа, причем стоимость газа публично не раскрывалась, что обосновывалось коммерческой тайной. Прибыльности схемы очень способствовала конъюнктура рынка, так как при твердых ценах в контракте в реальности рыночная стоимость газа всего за полгода снизилась на 30%.

Давние соратники по энергетическим схемам - Яценюк и Мартыненко Корреспондент

Если поставки сырья в 2015-м году наряду с «Нафтогазом» осуществлялись структурами Коломойского, то контроль над существенной частью сбыта получили структуры Мартыненко. С апреля 2015 года крупнейшим покупателем продукции ОПЗ становится зарегистрированная в Лондоне компания Newscope Estates Limited. По данным таможни, ОПЗ в 2015 году экспортировал в адрес Newscope 354 тысяч тонн карбамида — более 40% всего экспорта этой продукции и 100 тысяч тонн аммиака — 17% всех продаж этой продукции. Общая стоимость поставок составила не менее $120 миллионов. В среднем продукция ОПЗ обходилась компании на 5-10% дешевле, чем другим покупателям. Пользуясь этой ценовой льготой Newscope перепродавала удобрения конечным потребителям в Турции, ЕС и даже Индии. В итоге к лету 2015 года сложилась схема, по которой структуры Коломойского продавали заводу сырье, а структуры близкие к Яценюку и Мартыненко перепродавали карбамид и аммиак конечному потребителю.

Тогда же появились планы и вовсе избавить завод от бремени самостоятельного осуществления закупок и продаж. Наблюдательный совет и руководство предприятия, где решающую роль к тому моменту играли люди Коломойского и Мартыненко (включая первого заместителя директора), решили внедрить в работе предприятия давальческую схему. По этой схеме одно и тоже предприятие поставляет на предприятие газ и выкупает полученную из этого сырья продукцию. Завод при этом получает лишь оплату за услуги по переработке. В июне 2015 года народный депутат от БПП Сергей Каплин опубликовал документы из которых следует, что кроме договора с Newscope Estates Limited об экспорте готовой продукции, руководство ОПЗ подписало также договор с компанией "Трансгазпроект" об организации давальческой схемы. Согласно этому договору "Трансгазпроект" с июля по декабрь 2015 года обязывался предоставить заводу на переработку около 550 миллионов кубометров газа с последующим получением готовой продукции. Расчеты показывают, что тонна готовой продукции стоила "Трансгазпроект" примерно на 20% ниже рыночной цены. Организацию данной давальческой схемы СМИ приписывают Сергею Тищенко, другу детства и бизнес-партнеру Сергея Пашинского, который подобно Игорю Мартыненко также является однопартийцем и соратником Арсения Яценюка. Еще за год до того, как компания, связанная с Тищенко, заинтересовалась работой с ОПЗ в управление его структур уже был передан Одесский нефтеперерабатывающий завод, который во времена Януковича контролировал Сергей Курченко. В 2015 года настала очередь и припортового завода.

Близкий к "Народному фронту" Сергей Тищенко. УНИАН

Неудачники Порошенко

Куда меньших успехов в работе с ОПЗ на тот момент добилось окружение президента. В сравнении с командой премьера, действия людей, связанных с БПП, зачастую носили признаки аферы средней руки. Наряду с появлением в наблюдательном совете Сергея Переломы, представлявшем премьерскую группу, среди членов правления появилась Ольга Ткачева. В отличие от того же Переломы, Ткачева до своего появления на заводе никогда не имела отношения к чему-либо, связанному с химической промышленностью. Ранее она работала в сфере торговли (была директором столичного центра Sky Mall) и помощником народного депутата Александра Грановского, который входит в орбиту бизнес-партнера Порошенко Игоря Кононенко. По примеру премьерской группы Ткачева должна была создать свою давальческую схемудля работы с предприятием.  Но подход оказался слишком грубым даже для украинских реалий. Быстро выяснилось, что предложенная в качестве оператора давальческой схемы австрийская компания Antra GmbH имеет все признаки фиктивности. Она лишь недавно переквалифицировалась с продажи телекоммуникационных услуг на работу с поставками газа. Поднятая в СМИ шумиха привела к быстрому расторжению контракта с Antra GmbH. За два недели работы с заводом компания успела поставить 27 миллионов кубометров газа и реализовать несколько тысяч тонн продукции. В конце года Antra GmbH ушла в тень, хотя и временно.

Другая схема, с которой также связана Ольга Ткаченко, так и вовсе закончилась обыкновенным мошенничеством в крупных размерах. Представитель офшорной компания Expotrade Global Limited (Белиз) весной 2015 года предложил крупной компании-трейдеру в сфере удобрений Dreymoor Fertilizers (Сингапур) приобрести партию удобрений, квота на которые якобы имеется у его компании. В качестве подтверждения наличия квоты был предоставлен договор, подписанный другой компанией с аналогичным названием Expotrade Global Limited, но с регистрацией в Гонконге, по которому ОПЗ обязывается продать этой компании 40 тыс. тонн аммиака. После перечисления оплаты товара со стороны Dreymoor, представители «продавца» исчезли, отключив телефоны. Ущерб несостоявшемуся покупателю составил около 13 млн. евро. Все судебные разбирательства, которые пыталась вести сингапурская компания в украинских судебных инстанциях, закончились ничем. Украинские суды не признали связи между компаниями в Белизе и Гонконге несмотря на их аналогичные названия.

sbu.ua

Читайте еще

Последние новости
Популярные новости

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте