Большой переполох. Кто опасается аудита «Укроборонпрома»

28 мая 2019 г., 18:23:00   1073   0

Большой переполох. Кто опасается аудита «Укроборонпрома»

25 мая истек последний срок, данный Гройсманом для начала аудита «Укроборонпрома», но аудит так и не начался – слишком много чиновников хотят скрыть масштаб хищений

«Нужно остановить дискуссии о ликвидации «Укроборонпрома». Это просто хотят спрятать концы в воду и не проходить международный аудит», – так реагирует Айварас Абромавичус, советник президента Зеленского, на инициативу срочно ликвидировать государственный оборонный концерн.

Идею эту в последнее время всеми возможными способами активно и навязчиво продвигает экс-глава Наблюдательного совета «Укроборонпрома», глава парламентского комитета по нацбезопасности и обороне Сергей Пашинский. Его фамилия не раз фигурировала в громких коррупционных скандалах в сфере госзакупок для Вооруженных Сил.

В 2016 году, после начала расследования о многомиллионных хищениях в оборонном концерне, Пашинский сразу же написал заявление об отставке с должности главы Наблюдательного совета «Укроборонпрома».

Тогда же он впервые озвучил идею, что концерн нужно ликвидировать, но активных действий по воплощению своего предложения не предпринимал – до недавнего времени.

21 апреля после второго тура президентских выборов, когда стало окончательно ясно, что у страны появился новый президент, будет новое правительство и парламент, Пашинский начал действовать.

Уже 24 апреля он регистрирует в Верховной Раде проект закона, где предусмотрена возможность ликвидации «Укроборонпрома» как неэффективной структуры.

Кроме Пашинского документ подписали члены возглавляемого им комитета – особо приближенные к нему Татьяна Черновол, Иван Винник, а также однопартийцы по «Народному фронту» Андрей Тетерук, Юрий Береза, Андрей Левус.

Анонсируя проект закона, Пашинский сразу же категорично заявил: «Будем обращаться к руководству ВР с просьбой безотлагательно его рассмотреть в первую очередь». Чувствовалось, что депутат очень торопится.

Уже в день регистрации документ попадает на экспертизу в Главное юридическое управление ВР. Более того, в тот же день от парламентских юристов требуют результаты экспертной оценки.

Эта небывалая спешка оканчивается рекомендацией юристов к инициатору проекта детально выписать одно из условий ликвидации «Укроборонпрома» – проведение аудита, чтобы выявить виновных в нарушениях.

Но как раз с этим инициативная группа депутатов не спешит. Нынешний состав Наблюдательного совета концерна фактически не работает, 92% государственного оборонного заказа засекречены, а это широчайшее поле для коррупции.

Собственно, это и стало одной из основных причин аудита после журналистского расследования о хищениях в «Укроборонпроме». Но слишком много задействованных в теневых финансовых схемах людей в таком аудите не заинтересованы.

На потоках

Сто сорок предприятий с 80 тысячами работников, обеспечивающими годовую прибыль, превышающую миллиард долларов, – «Укроборонпром» всегда был лакомым куском, контролируемым топ-чиновниками.

«У меня нет никаких сомнений, что, создавая в 2010 году «Укроборонпром», господин Янукович имел целью не повышение обороноспособности Украины, а создание некой схемы выкачивания активов из государства», – заявлял Пашинский. Правда, уже после того, как подал в отставку с должности главы Наблюдательного совета оборонного концерна. Которую, кстати, несколько лет совмещал с должностью главы парламентского комитета по нацбезопасности и обороне.

Таким образом, нардеп подавал в свой комитет пожелания госконцерна по финансированию оборонного заказа, и сам же от имени своего комитета его утверждал.

Что из всего этого в итоге вышло? Вот, как вспоминает этот период Давид Арахамия, глава Совета волонтеров при Минобороны в 2014-2017 годах:

«Нам рассказывают, что мы одни из лидеров в экспорте вооружений. Но 80% того, что мы продаем, это еще старые контракты Советского Союза, которые мы сейчас «догрызаем». Хай-тек товаров продается 2-3%. Мы живем в мире иллюзий, и «Укрборонпром» эти иллюзии поддерживал».

Более того, Арахамия свидетельствует, что госконцерн продавливал схему по закрытию ряда проблемных с финансовой точки зрения оборонных предприятий, мол, пусть сами закроются и концы в воду.

«40% заводов «Укроборонпрома» по состоянию на 2017 год банкроты или в стадии ликвидации, – подтверждает глава экспертной организации StateWatch Глеб Каневский. – И этот процесс продолжается. Например, завод «Маяк», все имущество которого заложено, где постоянно идут захваты помещений. При этом повторяют, что это стратегически важный завод, но спасать его не собираются».

Одновременно с этим частные производители товаров военного назначения в личных беседах говорят, что самые денежные заказы и огромные финансы на производство распределяют между предприятиями, подконтрольными Сергею Пашинскому.

Это можно было бы списать на сплетни завистников, если бы не признание самого нардепа. В одном из недавних интервью он фактически подтвердил эту информацию. Более того, увлекся настолько, что даже назвал сумму.

«Я, как глава комитета, и депутаты нашего комитета были лоббистами и Минобороны, и ВПК. Благодаря нашим усилиям дополнительно в ВПК было направлено минимум 20 миллиардов гривен, и это только то, что я могу подтвердить документами. Я горжусь, что мы это делали. При этом могло сложиться впечатление, что я имею личную заинтересованность», – заявил он.

Друзья, воровство и обман

«Мы приняли решение обязать «Укроборонпром» в течение 10 дней завершить все переговоры с юридическими аудиторскими компаниями, определить победителя и начать публичный финансовый аудит. И отчитаться по этому аудиту за каждую потраченную гривню за предыдущие годы», – это распоряжение Гройсмана вызвало переполох и в самом концерне, и у заинтересованных лиц из среды нардепов.

Правда, назначенная дата начала аудита уже прошла – он должен был стартовать 25 мая, но так и не начался.

Во-первых, госконцерн, который обязан, но не слишком хочет пройти аудит, должен сам же его организовать. А торопиться с этим никто не хочет – слишком много информации может всплыть в ходе финансовых проверок.

Например, о перечислении денег фиктивным фирмам, откатах за предоставление госзаказа, а также об истинных масштабах хищений имущества Минобороны, которое хранится на предприятиях «Укроборонпрома».

Во-вторых, из запланированных на аудит 130 млн гривен Кабмин на условиях возврата выделил пока только 32 млн гривен. То есть на полный аудит, включающий финансовую часть, изучение стратегически перспективных отраслей и юридический аспект работы концерна, как это запланировано, денег не хватит.

И, в-третьих, подавшему в отставку и идущему на парламентские выборы Гройсману сейчас не до того, чтобы контролировать, как выполняются его распоряжения. У него сейчас другие насущные проблемы, связанные с устройством своего политического будущего.

«В январе 2019 года Кабмин уже получал статистические данные Счетной палаты по работе «Укроборонпрома» – об отсутствии инвестиционных, стратегических планов, финансовых нарушениях, – говорит Каневский. – Но выводы Кабмин не сделал».

В качестве очевидного следствия такой политики военные эксперты называют стремительную утрату конкурентоспособности Украины на внешних рынках вооружений, а также неспособность через несколько лет поддерживать свою военную технику в боеспособном состоянии.

На сегодняшний день советник президента Айварас Абромавичус видит лишь один выход из очерченной ситуации: провести аудит с привлечением именитых международных компаний и сразу же после этого полностью сменить менеджмент концерна.

«С точки зрения финансовой отчетности сейчас там нет прозрачности, – утверждает Абромавичус. – Там друзья, воровство и обман».

ОЛЕГ ТКАЧЕНКО

Источник: Все новости от

Читайте еще

Последние новости
Популярные новости

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте