"Если фейк, то очень профессиональный": мнение подполковника СБУ о "письмах Порошенко"

15 января 2018 г., 15:51:00   987   0

"Если фейк, то очень профессиональный

Журналисты обсудили публикацию "писем Порошенко" к главе ФСБ, обнародованных оппозиционным грузинским телеканалом "Рустави-2", с подполковником СБУ в запасе Владимиром Мулыком: ему, по долгу службы, приходилось работать с сотнями подобных документов.

- Вы видели фотокопию писем, это фальшивки или нет?

- Как эксперт по документам такого рода, со 100% вероятностью сказать, правдив ли документ или это фейк, невозможно, не подержав бумаги в руках. Тут важны детали: какого формата бумага, где лист согнут или потерт, чем написаны пояснения - шариком или пером. Еще есть много профессиональных элементов. По фото можно сказать, что, если это и фейк, то он состряпан весьма профессионально и толково - как минимум без отставных фээсбэшников в этом деле не обошлось. Но, справедливости ради, и у нас достаточно оперов, способных составить такой документ.

- Могли ли появиться такие письма, например, к главе ФСБ?

- Вполне. Когда человека не пропускают через границу, он может написать обращение к кому угодно - хоть к главе ООН, хоть к Дональду Трампу. Другое дело, кто будет рассматривать эту бумагу.

Могла быть команда из центрального офиса ФСБ по всей границе получить материалы на украинских депутатов, — Владимир Мулык 

- И кто это делает в России?

- Важный нюанс: у них, как в Советском Союзе, пограничники входят в структуру ФСБ (украинская погранслужба является самостоятельной). Заявление, или письмо главе ФСБ, принимает старший смены, говорит - мол, "доложим по команде", и звонит в погранотряд аэропорта Пулково. Там запрашивают копию документа - благо, в нашем случае в письме нет требования "в установленные законом сроки отчитаться о прохождении", поэтому секретариату главы ФСБ не надо даже присылать формальную отписку. Затем документ ложится в административное дело. К нему уже закрыт доступ, и это, в основном, административные нарушения. Таких дел у пограничников тонны.

- То есть в теории кто-то мог поднять эти листы?

- Могла быть команда из центрального офиса ФСБ по всей границе получить материалы на украинских депутатов. Скажем, несколько сотен из них пересекали границу с РФ, по части из них был недопуск - и появились похожие документы. Пограничники начали рыться в своих архивах, нашли кучу этих бумаг - и передали их в главк (это делается в обычных конвертах, без нумерации). В центральном офисе бумаги легли на стол, предположим, молодому амбициозному оперу: он увидел, что в них стоят важные фамилии, а люди входят в украинский истеблишмент.

- То есть дальше идет разработка уже конкретных депутатов?

- Любая страна работает в направлении перспективных политических деятелей. Они в любом случае являются выразителями экономических интересов, кланов или групп (тем более, если имеют производственные мощности на территории РФ). Дальше опер заводит "дело оперативной разработки" (литеры "ДОР" в верхней части письма - Авт.) Сначала проверяет, был ли факт, изложенный в письме. Потом сам документ уже, фактически, не нужен - он подшивается в дело, как вещдок для суда или других целей - как, например, окурок в уголовном деле, с которого снимается ДНК курильщика: "может пригодиться". Так бумага, написанная как бы походя - "ребята, не тормозите меня на границе!" - попадает в материалы дела. В одном таком томе, как правило, порядка 100 листов. Точные инструкции относительно объемов засекречены.

Я в свое время придумывал такие названия, чтоб никто не мог догадаться о смысле дела, а знал его лишь я один, — Владимир Мулык 

- В верхнем углу трех опубликованных листов значатся цифры, помеченные карандашом: "87", "88"…

- По всем инструкциям эта нумерация ведется исключительно нестираемой ручкой. Но, исходя из здравой логики, ни один нормальный опер не будет нумеровать листки в томе сразу ручкой. Кто знает, какую бумагу руководство ему скажет из этого тома вытянуть, а какую - вставить вместо нее? Поэтому все нумеруется карандашиком. А если приезжает контролирующий орган (такие также есть), то, пока гостю наливают чай, тут же за дверью опер быстро проставляет все номера ручкой.

- Откуда вы это знаете?

- Из книжек про чекистов. Без шуток (улыбается - Авт.)

- И о чем это говорит?

- Если было бы написано сразу ручкой, было бы понятно: это абсолютный фейк. То, что нумерация проставлена карандашом, говорит о том, что либо вдохновитель этого фейка - грамотный опер, либо о том, что это достоверный документ.

- Сколько могут вести этот "ДОР"?

- Сколько угодно. До момента, когда принимается решение подводить выводы, завершать дело, кого-то арестовывать (если есть доказательства вины), могут пройти годы. Даже десятилетия: операция "Крест" по возврату драгоценностей, бриллиантов, церковного имущества, денежных средств, вывезенных за рубеж советской элитой, начиная с Льва Троцкого, длилась со времен Сталина, и не завершилась даже при Горбачеве. То есть длилась почти 100 лет.

Интересна ситуация со временем публикации документов. Русским это выгодно именно сейчас, — Владимир Мулык 

- Почему дело носит название "Лолита"?

- Название дел придумывают "из головы". Чаще всего они берутся от того, к чему дело имеет отношение - сложно сказать, относится ли название "Лолита" к конкретной женщине или бизнес-структуре. Гадать тут дело неблагодарное, я в свое время придумывал такие названия, чтоб никто не мог догадаться о смысле дела, а знал его лишь я один.

- Почему "входящий" номер документа внизу листа, и дата проставлены простой ручкой?

- В 2007 году - я более чем уверен - у русских (как и у нас) не были изготовлены ни специальные штампики, ни автоматизованные системы учета. Было простое деловодство: сидели секретарши и вписывали данные в специальные журналы. "Бумага №... пришла оттуда-то, ей присвоен №..."

- Что наталкивает на мысль, что это мог бы быть фейк?

- Интересна ситуация со временем публикации документов. Русским это выгодно именно сейчас - там выборы президента. Но и украинскому истеблишменту дата также подходит. Наш политикум будет выходить из праздничного режима только к середине февраля, вместе с ним - вся армия технологов и экспертов. И они ждут, что над чем-то надо будет работать. И, чем больше подобных информационных вбросов, тем больше поле для различных пиар-заявлений и активной работы. Поэтому такие вещи будут появляться все больше. "Звезды зажигают, значит это кому-то нужно": а потребность во вбросах такого рода есть у политтехнологов.

vesti

Источник: Все новости от

Читайте еще

Популярные новости

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте