Как Юрий Луценко играл в политику в ГПУ

15 мая 2018 г., 22:18:00   1601   0

Как Юрий Луценко играл в политику в ГПУ

И что из этого вышло.

Луценко отметил вторую годовщину в должности генпрокурора (на фото - новоизбранный генеральный прокурор Украины Юрий Луценко выступает с речью с трибуны Рады, Киев, 12 мая 2016 года) Фото: EPA / ROMAN PILIPEY

12 мая Юрий Луценко отметил вторую годовщину руководства Генеральной прокуратурой. Он анонсирует очередное представление на снятие неприкосновенности с народных депутатов и ожидает приговора суда в отношении заочного процесса над Виктором Януковичем.

Луценко никогда не скрывал - он «политически назначенный прокурор». Ведь в ГПУ пришел из Верховной Рады, а для его назначения пришлось менять требования к претенденту на эту должность. Но, по мнению Луценко, это не мешает ему работать генпрокурором.

Но политика таки мешает. Наглядной иллюстрацией этого может служить почти детективная история, которая произошла в декабре прошлого года. Тогда Юрий Луценко не побоялся сорвать операцию, к которой было привлечено ФБР. Это едва не стоило стране приостановлении безвиза с ЕС.

Любимый грех

«Я иду не за славой и не к легкой работе», - заявлял Юрий Луценко перед назначением на должность Генерального прокурора. Себя на этой должности он видел кризисным менеджером, который «реформирует генеральный могильник». Луценко планировал, что справится с этим за полтора-два года.

В первый из них генпрокурор сконцентрировался на заочном суде над Виктором Януковичем. Чтобы запустить процесс, ему пришлось дважды убеждать депутатов изменить законодательство. Суд над экс-президентом должен был добавить Луценко популярности. Но не добавил.

В начале декабря 2017 года мы ознакомились с результатами социологического исследования, которое определяло рейтинг популярности Юрия Луценко. Результаты для него были неутешительными. Положительно деятельность генпрокурора оценивали только 5% опрошенных.

Сам Луценко, похоже, признает, что его работа не вызывает восторга в обществе.  

«Почему общество не аплодирует? Потому что среди 1692 приговоров по делам ГПУ нет «крупной рыбы», - объяснял Луценко в одном из интервью и добавлял - по закону дела против топ-чиновников - исключительная монополия двух новосозданных антикоррупционных органов - НАБУ и САП.

На вопрос общества об отсутствии громких дел генпрокурор заявил, что ловить «большую рыбу» для его ведомства должны были Национальное антикоррупционное бюро и Специализированная антикоррупционная прокуратура (на фото слева направо: руководитель САП Назар Холодницкий, директор НАБУ Артем Сытник и генеральный прокурор Украины Юрий Луценко во время заседания парламента, Киев, 5 июля 2016 года. Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН

В декабре 2017 года Юрий Луценко решил изменить ситуацию. Тогда работники ГПУ вместе с СБУ задержали агентов НАБУ под прикрытием, которые расследовали коррупцию в Государственной миграционной службе. Их обвинили в провоцировании взяткой заместителя председателя ГТС Дины Пимаховой.

Юрий Луценко использовал громкое задержание для «удара» по Сытнику и Холодницкому. Вместе с главой СБУ Василием Грицаком он пришел в парламент и убеждал депутатов в некомпетентности руководителей антикоррупционных органов. Аргументы подействовали - депутаты зарегистрировали законопроект, который упрощал процедуру отставки глав НАБУ и САП.

В ответ на обвинения Луценко, директор НАБУ Артем Сытник сообщил, что задержав агента Бюро под прикрытием, СБУ и ГПУ сорвало операцию, которую его детективы проводили совместно с ФБР.

«А кто позволил операцию иностранной спецслужбы на территорииУкраины?»,- парировалЛуценко.

Почему сотрудников ФБР заинтересовало дело о коррупции в Государственной миграционной службе?

Артем Сытник обвинил Генпрокуратуру и СБУ в срыве операции, которую его детективы проводили совместно с ФБР; Луценко в ответ заявил, что такую операцию не позволяли проводить в Украине (на фото - генпрокурор Юрий Луценко (справа) и директор Национального антикоррупционного бюро Украины Артем Сытник под время совместного брифинга в Киеве, 18 августа 2016 года. Фото: Владимир Гонтарь / УНИАН

Иранский след

Ответ на этот вопрос можно найти в официально обнародованных записях разговоров Дины Пимаховой с агентом НАБУ под прикрытием Сергеем Титунковым.

По оперативной легенде, детектив работал в Арабском инвестиционном фонде «Мубадала» и пытался благодаря Пимаховий получить украинский паспорт для гражданина Ирана.

По словам Сергея, иранец был коммерсантом, которому понадобился украинский паспорт, чтобы зарегистрировать бизнес в Украине, хотя здесь он никогда не был.

«Им нужен как раз паспорт. Для чего? Чтобы Иран ... Эти санкции все ... Они предприятия хотят на него ... Он торгует с Китаем», - сказал агент Пимаховой, после чего добавил, что иранец не единственный желающий. Та со своей стороны согласилась сделать паспорт в обмен на 30 000 долларов.

Разговор агента НАБУ и Пимаховой фактически подтверждал возможность существования в Украине канала, который позволял гражданами Ирана обходить международные санкции ООН. Например, запрет экспортировать продукцию нефтеперерабатывающей отрасли.

Но почему агенты НАБУ заинтересовались деятельностью ГМС по выдаче паспортов - не самой большой по объемам сферой, где возможно коррупция? И почему выбрали для «разработки» Пимаховой именно историю иранского коммерсанта?

Наглядное исследование коррупции

В июле 2017 года заработал безвизовый режим между Украиной и ЕС. Купив украинский паспорт, человек благодаря безвизу без проблем мог попасть в Евросоюз. Коррупция в сфере выдачи паспортов угрожала тем, что в ЕС смогут попасть террористы. В частности, представители «Исламского государства» - организации, которая регулярно берет на себя ответственность за террористические атаки в странах Европы.

По словам собеседника Громадського, в НАБУ обратить внимание на деятельность ГМС посоветовали в ФБР. В официальном заявлении ФБР говорилось, что оно работает с НАБУ в рамках Меморандума о взаимопонимании на временной, ротационной основе.

Но препятствование террористам - сфера компетенции СБУ. НАБУ не могло разрабатывать «легенду» о потенциальном террористе, зато прибегло к «иранской версии», которая также имела наглядно потенициальные международные риски от украинской коррупции.

Один из высших руководителей страны, присутствовавший на встрече с послом США в ту ночь, когда решалась судьба НАБУ, утверждает, что именно благодаря этому аргументу Мари Йованович удалось отговорить украинских чиновников менять законодательство по НАБУ:

«Это грозило отмене безвизового режима с ЕС. Ведь если, не дай бог, выяснилось бы, что взрыв в какой-то европейской стране устроил человек, попавший в Европу по украинскому паспорту, нас бы лишили безвиза».

В посольстве США эту информацию Громадського не прокомментировали. Отметив лишь, что и в дальнейшем поддерживают работу НАБУ. Информация о том, что представители институтов ЕС «давали сигнал» украинским властям относительно возможного приостановления безвиза в случае упрощения процедуры увольнения руководства антикоррупционных органов, в то время курсировала в СМИ.

По информации Общественного именно Мари Йованович удалось отговорить украинских чиновников менять законодательство по НАБУ в ту ночь, когда решалась его судьба (в иллюстративном фото - президент Украины Петр Порошенко (слева) и Чрезвычайный и Полномочный Посол США в Украине Мари Йованович во время встречи в Киеве, 23 февраля 2018 года). Фото: Михаил Палинчак / POOL / УНИАН)

На следующий день после официальных заявлений Всемирного банка, МВФ и встречи посла США с руководством парламента, ситуацию «отыграли назад». Законопроект об упрощении увольнения руководителей НАБУ и САП отозвали из парламента.

До Нового года Юрий Луценко «помирился» с Артемом Сытником и с тех пор больше не пытался с ним «воевать». «С господином Сытником мы пришли к выводу, что тот конфликт был вреден для нас как руководителей, для наших ведомств, и, главное, для страны. Из этого были извлечены уроки», - сказал Луценко.

Разделяй и властвуй

21 марта этого года Дина Пимахова уволилась из ГМС по собственному желанию.

НАБУ продолжил расследование незаконного получения иностранцами украинских документов. 24 апреля детективы Бюро задержали офицера контрразведки СБУ Александра Карамушко (подробности в публикации

НАБУ затримало типового зрадника з СБУ на величезному хабарі). В его обязанности входило разоблачение иностранцев, незаконно проживающих в Украине по поддельным документам. Но по данным следствия, Карамушко и сам причастен к «крышеванию» иностранцев-нелегалов.

Карамушко обвиняют в вымогательстве взятки в обмен на то, чтобы он закрыл глаза на получение украинских документов 16-ю нелегальными мигрантами.

А Юрий Луценко тем временем стал союзником Сытника в борьбе с главой САП Назаром Холодницким. Детективы НАБУ обвинили его в «сливе» информации из уголовных производств их фигурантам. Процессуальное руководство в этом деле осуществляют прокуроры ГПУ.

Впрочем, популярность Юрия Луценко с тех пор так и не изменилась. По даннымсоциологического исследования, которое в апреле этого года провел Киевский международный институт социологии, негативно к работе генпрокурора относятся 60% граждан.

Максим Каменев, опубликовано на сайте телеканала Громадське

Читайте еще

Популярные новости

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте