Россия сознательно поднимает ставки и провоцирует в Азовском море, – Климкин

26 октября 2018 г., 22:16:00   1149   0

Россия сознательно поднимает ставки и провоцирует в Азовском море, – Климкин

Программа двухдневного визита министра иностранных дел Украины Павла Климкина в Польшу была очень насыщенной: встречи с представителями польской власти и украинской диаспоры в Польше, участие в Варшавском безопасностном форуме и тому подобное.

В интервью главный украинский дипломат рассказал о результатах своих переговоров в Варшаве, в частности, с польским и венгерским коллегами Яцеком Чапутовичем и Петером Сиярто, а также о ситуации в Азовском регионе и вопросе относительно украинских политзаключенных в России, – сообщает  Укринформ.

– Господин министр, говорят, польская сторона не хочет касаться решения сложных исторических вопросов в ожидании результатов президентских выборов в Украине. Имеет ли это мнение какое-то подтверждение? 

Официальная Варшава хорошо чувствует, что эмоциональная нагрузка на исторических вопросах играет на пользу России

– На самом деле, польская сторона хочет упорядочить эти вопросы. Я сознательно употребляю глагол “упорядочить” и относительно нашего подхода к историческим вопросам. Во-вторых, я не могу говорить о всех польских политиках, что они хотят прогресса в этих вопросах. У меня складывается впечатление, что некоторые из них, скорее, хотят или решить эти вопросы по своему усмотрению, или действительно оставить их решение на долгую перспективу. При этом, конечно, выборы играют свою роль. Однако не главную. Официальная Варшава, и это касается не только министра иностранных дел, во-первых, очень хорошо чувствует, что эмоциональная нагрузка на исторических вопросах не играет на пользу никому, кроме России. Во-вторых, она прекрасно понимает, что эти вопросы не являются ключевой проблемой в отношениях, однако имеют очень серьезный эмоциональный окрас для всех нас и создают соответствующий эмоциональный фон. Поэтому, я считаю, что официальная Варшава однозначно хочет работать над решением этих вопросов.

– Какова дорожная карта выхода из этой ситуации?

– Мы с министром иностранных дел Польши согласовали наше общее видение. Оно заключается в том, чтобы сделать несколько знаковых шагов с каждой стороны. Я сознательно не буду говорить какие, но в принципе – они известны. Просто все будет заключаться в последовательности.

– Кто первый начнет?

– Нет. Начнем одновременно, но, тем не менее, последовательность играет свою роль. Поэтому сейчас еще будем проводить консультации, после этого, возможно, снова соберемся. Я вижу, что мы можем получить позитивную динамику. В то же время мы должны также четко понять то, что я слышу от украинской общины, от многих польских коллег и друзей: в определенных кругах в Польше заметен рост предвзятости к иностранцам, в том числе по отношению к украинцам. Это у нас вызывает беспокойство и мы последовательно будем защищать права украинцев в целом как общины, так и ее отдельных представителей. Речь идет, в частности, о председателе Украинского общества в Люблине Григории Куприяновиче.

– В Польше есть очень большая группа украинских трудовых мигрантов. Во время пресс-конференции в Варшаве вы озвучили цифру 1,5 млн человек…

Украинцев за границей надо защитить, чтобы никто не оскорблял их идентичности

– Мы считаем, что даже больше. Я сознательно не хочу спекулировать цифрами, но сегодня мы говорим о большем количестве украинцев в Польше. Мы должны защитить и поддержать наших сограждан, ведь бывают трудовые и другие конфликты. Но главное, надо их защитить в том смысле, чтобы их никто не обижал как украинцев и никто не оскорблял их идентичности и достоинства. Учитывая рост количества украинцев в Польше, это становится серьезным вопросом наших отношений. Это тема, над которой мы должны работать без лишнего шума, но очень последовательно.

– Во время пресс-конференции в Варшаве вы также много говорили о польско-украинской границе, акцентируя на неудовлетворительной ситуации с длинными очередями на границе..

– Эта ситуация меня не просто не удовлетворяет, она меня фундаментально раздражает. Я считаю, что украинцы и поляки не должны находиться в этих очередях часами, и очень часто – по восемь-десять-двенадцать часов. Это влияет на жизнь и бизнес людей, которые живут и работают в Украине и Польше. Конечно, что до сих пор существуют случаи взяток. Мы должны также понимать обеспокоенность польской стороны, в частности относительно фитосанитарных мероприятий. Но, с другой стороны, граница пока нас разъединяет, а она нас должна объединять. Поэтому нужен реальный политический толчок для решения этой проблемы, о чем мы говорили с министром Яцеком Чапутовичем, а также и в Бюро национальной безопасности Польши. И речь идет не только об увеличении пунктов пропуска, где будет совместный пограничный контроль, не только о дополнительной инфраструктуре, но и о реальном сотрудничестве относительно стандартов пограничного контроля.

– Будет такой политический толчок?

– Я считаю, что мы близки к этому. Пока я не могу говорить о толчке, который я хотел бы иметь, но динамика у нас есть. В ближайшее время будет заседание соответствующей комиссии. Имея более чем 1,5 млн украинцев, мы не можем иметь такую же ситуацию на границе, которая была несколько лет назад. Но даже и тогда ситуация во многом была лучше. А сейчас у нас есть безвиз, есть большое количество украинцев, но ситуация на границе очень сложная. В этом виноваты также и мы. Польская сторона подняла вопрос, что, по ее статистике, 37% – это “евробляхи”. Мы прекрасно понимаем, что это проблема, которую мы не можем пока решить. И это – наша задача. Но есть и много других вопросов. Что происходит с грузовиками, с разрешениями на грузоперевозки? А у нас экспорт в ЕС растет! Мы начали экспортировать в ЕС, и Польшу в частности, фрукты и ягоды. Это создает в нашем сельском хозяйстве рабочие места. Но часто грузовики с фруктами стоят на границе по несколько дней, портятся. И что дальше? У нас складывается впечатление, что иногда это делается намеренно. Все эти вопросы мы очень подробно проговорили с польской стороной и отметили: давайте их комплексно решать и смотреть дальше. Где наши задачи – будем работать, там, где ваши – работайте, где нужна Еврокомиссия – будем привлекать и ее. Но оставлять все, как есть на границе сегодня, – это реальный позор.

– Как вы оцениваете варшавские переговоры с главой МИД Венгрии Петером Сиярто?

– Это был непростый, но хороший разговор. Мы договорились, что на следующей неделе венгерская сторона официально меняет название уполномоченного правительства Венгрии по Закарпатью. Конечно, мы говорили о консульских консультациях и договорились, что они состоятся в Будапеште. Сейчас мы определяем дату, нашу делегацию будет возглавлять директор консульского департамента. Конечно, после этого, хорошо известного всем видео (скрытая запись незаконной выдачи венгерских паспортов в Берегово – ред.), есть о чем поговорить. Мы также говорили о других вопросах, в частности, – каким образом дальше стремиться к имплементации закона об образовании, что должно быть сделано в этом направлении. Дискутировали также о вопросах, связанных со взаимодействием в вопросе поддержки нашей венгерской общины, ведь венгерская сторона финансирует ее. Мы должны перехватить инициативу, и над вопросами, где можем и хотим работать вместе, мы это будем делать. Для этого в нашем министерстве мы назначим человека, который будет отвечать за трансграничное сотрудничество. Вместе с венгерским коллегой они решат – что и как можно делать. Мы также обсудили экономические проекты, поскольку иногда, как говорится, “дьявол кроется в деталях”. Иногда венгерская сторона рекламирует свои гранты и ставит их на сайт только на венгерском языке. А как же украинцы или румыны Закарпатья?

Поддержка венгерской общины в Украине – это наше дело

Кстати, мы обсудили также и защиту украинской общины Венгрии. Министр Сиярто согласился с этим. Мы подумаем над документом в виде отдельного соглашения или меморандума, в котором будет заложено не только то, что делает Венгрия, но и поддержка нашей общины в Венгрии.

– Несмотря на хорошие отношения Польши с Венгрией, ожидаете ли вы какую-то поддержку Варшавы в вопросе решения украинско-венгерских проблем?

– Я считаю, что мы не нуждаемся в медиаторах в этом вопросе. Мы просто встретились в Варшаве по случаю совместного участия в Варшавском безопасностном форуме. Поддержка нашей венгерской общины – это наше дело и должны это делать активно.

– Обсуждали ли вы более широкий международный контекст, ведь Венгрия продолжает блокировать заседания комиссий Украина-НАТО?

Категорически осуждаю то, что Венгрия использует против Украины площадку НАТО

– Да, мы не могли обойти вниманием эту тему. Мы договорились не разглашать то, о чем разговаривали. Министр Сиярто через несколько дней встретится с генсеком НАТО. Я тоже с ним недавно встречался. У нас есть предложения, как идти вперед, но они требуют дальнейшей дискуссии. Я категорически осуждаю то, что Венгрия использует против Украины площадку НАТО. Венгрия считает, что это единственное место, где она может повлиять на Украину. Но сейчас очень важно – не позволить третьей стороне использовать ситуацию. Мне кажется, что Венгрия постепенно приходит к этому пониманию, а в Венгрии тоже есть своя внутренняя политика. Этот разговор мы продолжим. Мы договорились встретиться через месяц во время министерской встречи ОБСЕ в Милане, поскольку сейчас лишь обменялись предложениями. А в следующий раз сверим, где мы находимся в работе над этими вопросами.

– Ситуация в Азовском море очень неспокойна из-за действий России. Как Украина должна действовать в этом контексте?

– То, что делает Россия, является сознательным поднятием ставок и провокацией. Есть идея сделать Азов источником нестабильности и постоянно держать нас в напряжении.

– В Киеве состоялась встреча украинско-российской комиссии по вопросам рыболовства в Азовском море. Народный депутат Украины Рефат Чубаров прервал это заседание, заявив, что часть российской делегации незаконно находится в Украине, поскольку некоторые россияне посещали аннексированный Крым в обход территории Украины…

– Насколько я понимаю, никаких договоренностей во время этой встречи достигнуто не было. Но, тем не менее, разговор о том, как защитить наших рыбаков и наши суда, очень необходим. В каком формате – об этом будем говорить отдельно. Надо проверить, посещали ли эти лица Крым. Об этом должны сказать украинские спецслужбы. Однако защита наших украинцев в Азове крайне необходима.

– Мы не знаем о судьбе некоторых украинских политзаключенных, и каково их состояние. Речь идет, например, о Романе Сущенко, о котором ничего неизвестно уже больше недели.

– Мы следим за каждым. По каждому из этих случаев мы работаем. У нас есть специальная платформа, мы постоянно обновляем информацию о политзаключенных. К сожалению, имеем месседж, куда Романа могут перевести. Но сначала мы будем общаться с женой Анжелой, с его родственниками, а потом уже будем говорить публично. В Варшаве много разговоров с министрами было посвящено тому, что можем дополнительно сделать. Должны сказать честно: эта волна из-за голодовки и Олега, и Володи дала нам очень сильный эмоциональный толчок с нашими европейскими друзьями. А сейчас Россия говорит: все хорошо, они отказались от голодовки, о чем вы еще беспокоитесь? Следовательно, нам надо удержать эту эмоциональную волну. Для того применяем несколько механизмов, о которых не буду публично говорить, поскольку Россия включит свою пропаганду.

Источник: Все новости от

Читайте еще

Популярные новости

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Наши опросы
Как вы попали на наш сайт?







Показать результаты опроса
Показать все опросы на сайте